ФФНР

КОРРЕКЦИЯ ФФНР, ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УПРАЖНЕНИЙ

Опубликовано

«ГИМНАСТИКА МОЗГА»

Практикующие учителя-логопеды отмечают неуклонный рост общего количества детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, усложнение структуры дефекта. Год от года значительно увеличивается число детей раннего возраста с грубой задержкой речевого развития.

Учитывая, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи (в дальнейшем, ФФНР) у детей обусловлено последствиями перинатального поражения головного мозга и центральной нервной системы, в процессе коррекции недостаточно использовать одни только традиционные приёмы постановки и автоматизации звуков. Включение в логопедические занятия методов нейропсихологической коррекции, так называемых упражнений «Гимнастики мозга» позволяет вывести на новый, более современный и качественный уровень систему оказания логопедической помощи детям старшего дошкольного возраста с дизартрией в условиях логопункта детского сада общеразвивающего вида.

Опыт практического использования кинезиологических упражнений с музыкальным сопровождением и рифмованными текстами показывает значительное повышение мотивационной готовности детей к занятиям, улучшение у них зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти. За счёт совершенствования высших психических функций, являющихся психологической базой речи, происходит скачок в развитии речевых и моторных функций. 

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья детей через определённые двигательные упражнения.

Исследованиями отечественных и зарубежных авторов (М.М.Кольцовой, Е.И.Исениной, Л.В.Антаковой-Фоминой и др.)  доказано, что значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кистей рук, в особенности больших пальцев. В связи с этим, кинезиологические упражнения, выполняемые систематически, активизируют деятельность речевых центров в мозге, значительно облегчают процесс постановки и автоматизации звуков у детей с дизартрией.

Кинезиологические упражнения

  • “Колечко”. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
  • “Кулак – ребро – ладонь”. На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
  • “Лезгинка”. Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз.
  • “Зеркальное рисование”. Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (гриб под елью, квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
  • “Ухо – нос”. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук “с точностью до наоборот”.

Одной из форм кинезотерапии является речедвигательная ритмика, направленная на преодоление речевых нарушений путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

В системе занятий речедвигательной ритмикой с детьми-дизартриками дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и речевые процессы.

Комплексное воздействие позволяет решить следующие задачи:

  • укрепление костно-мышечного аппарата;
  • разрушение патологических динамических стереотипов;
  • формирование двигательных кинестезий;
  • формирование пространственно-временных представлений;
  • развитие темпа и ритма речевого дыхания;
  • развитие орального праксиса;
  • укрепление мимической мускулатуры;
  • формирование фонематической системы;
  • развитие темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи;
  • умение сочетать движение и речь.

Приёмы Су-джок терапии

Массаж кистей и пальцев специальным игольчатым мячиком

Я мячом круги катаю,   взад — вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку,   будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,   как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму   и  другой рукой начну.

Массаж пальцев эластичным кольцом

Кольцом массируем подушечку большого пальца правой и левой руки до их покраснения и появления ощущения тепла  несколько раз в день.

Раз – два – три – четыре – пять,                                      (Разгибать         пальцы

Вышли пальцы погулять!                                                 по  одному из кулачка).

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.  (Массаж кольцом).

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал!

Массаж стоп

          Воздействие на биологически активные точки стоп осуществляется во время хождения ребёнка по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т.д.

Маленькие ножки бежали по дорожке: т – т – т…

Большие ноги шли по дороге: д – д – д…

Мы шли, мы бежали и нисколько не устали!

Все перечисленные приёмы су-джок терапии доступны и очень полезны детям с ФФНР, обусловленным дизартрией. Они рекомендуются для выполнения  в детском саду и дома.

Таким образом, логопедические занятия с использованием кинезиологических упражнений в сочетании с музыкой и элементами су-джок-терапии, обеспечивают эффективность, следовательно, сокращают сроки коррекционно-логопедического обучения детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обусловленное дизартрией, в условиях логопункта детского сада общеразвивающего вида.

Литература

  1. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.:  Дельта, 1997. – 256 с., илл.
  2. Микляева Н. В. Фонетическая и логопедическая ритмика в  ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов / Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Ю. Н. Родионова. – 3-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 112 с. – (Библиотека логопеда – практика).
  3. Савельева Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 64 с. (Кабинет логопеда).
  4. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002.

Добавить комментарий