«ГИМНАСТИКА МОЗГА»
Практикующие учителя-логопеды отмечают неуклонный рост общего количества детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, усложнение структуры дефекта. Год от года значительно увеличивается число детей раннего возраста с грубой задержкой речевого развития.
Учитывая, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи (в дальнейшем, ФФНР) у детей обусловлено последствиями перинатального поражения головного мозга и центральной нервной системы, в процессе коррекции недостаточно использовать одни только традиционные приёмы постановки и автоматизации звуков. Включение в логопедические занятия методов нейропсихологической коррекции, так называемых упражнений «Гимнастики мозга» позволяет вывести на новый, более современный и качественный уровень систему оказания логопедической помощи детям старшего дошкольного возраста с дизартрией в условиях логопункта детского сада общеразвивающего вида.
Опыт практического использования кинезиологических упражнений с музыкальным сопровождением и рифмованными текстами показывает значительное повышение мотивационной готовности детей к занятиям, улучшение у них зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти. За счёт совершенствования высших психических функций, являющихся психологической базой речи, происходит скачок в развитии речевых и моторных функций.
Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья детей через определённые двигательные упражнения.
Исследованиями отечественных и зарубежных авторов (М.М.Кольцовой, Е.И.Исениной, Л.В.Антаковой-Фоминой и др.) доказано, что значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кистей рук, в особенности больших пальцев. В связи с этим, кинезиологические упражнения, выполняемые систематически, активизируют деятельность речевых центров в мозге, значительно облегчают процесс постановки и автоматизации звуков у детей с дизартрией.
Кинезиологические упражнения
- “Колечко”. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
- “Кулак – ребро – ладонь”. На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
- “Лезгинка”. Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз.
- “Зеркальное рисование”. Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (гриб под елью, квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
- “Ухо – нос”. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук “с точностью до наоборот”.
Одной из форм кинезотерапии является речедвигательная ритмика, направленная на преодоление речевых нарушений путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
В системе занятий речедвигательной ритмикой с детьми-дизартриками дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и речевые процессы.
Комплексное воздействие позволяет решить следующие задачи:
- укрепление костно-мышечного аппарата;
- разрушение патологических динамических стереотипов;
- формирование двигательных кинестезий;
- формирование пространственно-временных представлений;
- развитие темпа и ритма речевого дыхания;
- развитие орального праксиса;
- укрепление мимической мускулатуры;
- формирование фонематической системы;
- развитие темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи;
- умение сочетать движение и речь.
Приёмы Су-джок терапии
Массаж кистей и пальцев специальным игольчатым мячиком
Я мячом круги катаю, взад — вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну.
Массаж пальцев эластичным кольцом
Кольцом массируем подушечку большого пальца правой и левой руки до их покраснения и появления ощущения тепла несколько раз в день.
Раз – два – три – четыре – пять, (Разгибать пальцы
Вышли пальцы погулять! по одному из кулачка).
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. (Массаж кольцом).
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал!
Массаж стоп
Воздействие на биологически активные точки стоп осуществляется во время хождения ребёнка по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т.д.
Маленькие ножки бежали по дорожке: т – т – т…
Большие ноги шли по дороге: д – д – д…
Мы шли, мы бежали и нисколько не устали!
Все перечисленные приёмы су-джок терапии доступны и очень полезны детям с ФФНР, обусловленным дизартрией. Они рекомендуются для выполнения в детском саду и дома.
Таким образом, логопедические занятия с использованием кинезиологических упражнений в сочетании с музыкой и элементами су-джок-терапии, обеспечивают эффективность, следовательно, сокращают сроки коррекционно-логопедического обучения детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обусловленное дизартрией, в условиях логопункта детского сада общеразвивающего вида.
Литература
- Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997. – 256 с., илл.
- Микляева Н. В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов / Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Ю. Н. Родионова. – 3-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 112 с. – (Библиотека логопеда – практика).
- Савельева Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 64 с. (Кабинет логопеда).
- Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002.