Для предупреждения ошибок на письме важно поупражнять детей в выполнении заданий на слуховую дифференциацию звуков и на фонематический анализ слов.
Игры и упражнения
- Назови первый звук в словах:
Аня, утка, иней, Оля, эхо, аист, индюк, осень, автобус;
сом, зонт [з], цапля, шуба, жук, чайник, щётка, рак, лак; лист, кит, небо, пила, сено [с‘], зима, белка.
- Назови последний звук в словах:
Кот, мак, пост, лук, бак, сок, рот, бинт, робот, гамак;
стол, топор, магазин, воробей, душ, сом, шкаф;
каша, кенгуру, окно, сапоги, конфетка, сливы, сумка;
кисель, фонарь, плащ, луч, метель, акварель, снегирь.
- Определи место звука [Ш] в словах (начало, середина или конец слова):
шуба, машина, душ; подушка, шарф, малыш.
- Придумай слова со звуком [К]: кот, кабина, парк, кошка и т. д.
- Измени слово, заменив в нём один звук: лак-рак-так…
- Измени слово, добавив (убавив) один звук:
ушки – сушки, кол – укол, ток – сток;
Коля – Оля, крот – кот, слон – сон.
- Игра «Эхо»
Эхо с нами в прятки играло,
Всё за ребятами повторяло:
АУИ, ИЭО, ОУЭ, АИУО, ЫАУЭ, ИОЭУ, УАУО;
па – по – пу, ба – бэ – бо, ды – дэ – ду, ак – ах – ат;
да – та – да, ко – го – го, пу – бу – пу, ша – жа – ша;
точка – дочка – почка, лак – бак – рак,
пачка – качка – тачка, том – дом – ком и др.
- Игры: «Повторялочка», «Попугайчик»:
Попугайчик, попугай, всё за мною повторяй!
Слушайте внимательно, повторяйте старательно!
(задания выполняются аналогично).
- Игра «Слово рассыпалось»:
архитектор:
рот, хит, рок, крот, река, рак, кратер и т. д.
- Кто больше?
Придумывание слов на любой заданный звук:
[Л] – лампа, ласты, палатка, стол, пол, каблук;
[Л’] – лента, лиса, кисель, липа, лилия, лимон, лист.
- Назови последовательность и количество звуков в слове:
Нос (н – о – с, всего 3 звука); рука (р – у – к – а, всего 4 звука); гамак
(г – а – м – а – к, всего 5 звуков).