В условиях модернизации системы российского образования актуальная задача — предоставление детям качественного доступного образования. Новые приоритеты направлены на индивидуализацию образования, на максимально раннее выявление одарённых детей и создание психолого-педагогических условий для развития их способностей.
К сожалению, у одарённых детей, как и у всех остальных, часто выявляются речевые нарушения, от дефектов 1-2 звуков (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) до нарушения всей единой речевой функциональной системы (общее недоразвитие речи). Также у части детей отмечается нарушение темпо-ритмических характеристик речи (заикание). В большинстве случаев речевые нарушения у детей обусловлены дизартрией, то есть последствием родовой травмы с нарушением центральной нервной системы и головного мозга. Дизартрические расстройства значительно осложняют логопедическую работу, увеличивают её сроки. Ребёнок с нарушением речи, обусловленным дизартрией, нуждается в длительной систематической комплексной помощи в сензитивном периоде, то есть в дошкольном возрасте. Только в этом случае имеющиеся у талантливого ребёнка нарушения речи будут успешно и своевременно преодолены и не станут непреодолимым препятствием для развития его одарённости, для более полного раскрытия таланта и самореализации в современном мире.
Практика работы с детьми, имеющими повышенный уровень образовательных достижений, показывает недостаточность применения одних только традиционных логопедических методов и приёмов. Сегодня мы применяем принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции речевых нарушений и общего развития детей, мотивированных на высокие образовательные достижения в той или иной области. Внедрение компьютерных программ в систему коррекционно-развивающей помощи позволяет наиболее эффективно реализовать потребности этих детей на основе индивидуального подхода, учёта структуры дефекта и состояния физического здоровья.
Компьютерные технологии «Дэльфа-130», «Дэльфа-142», «Игры для Тигры» позволяют отрабатывать не только звукопроизношение, но и важные параметры ритмико-интонационной структуры речи. Основополагающий принцип тренажёров – зрительный контроль формирования произносительных навыков. При интерактивном использовании ребёнком компьютера речевая активность фиксируется микрофоном и преобразуется в интересные детям картинки – мультипликации.
Поскольку у одарённых детей отмечается высокий уровень мотивационной готовности и образовательных достижений и хорошо развито внимание, учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для восприятия виде, не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Работа талантливого ребёнка с компьютером позволяет формировать у него коммуникативные умения и навыки в различных смоделированных логопедом ситуациях общения и повторять диалог необходимое количество раз, что в реальной жизни затруднено.
Формирование и развитие у детей знаковой функции сознания, развитие вербальной памяти и внимания, словесно-логического мышления создают предпосылки для коррекции у них нарушений лексико-грамматических средств языка.
Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально для одарённых детей с детским церебральным параличом при выраженных двигательных нарушениях. Решая заданную компьютером проблемную ситуацию, талантливый ребёнок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, у него развиваются волевые качества: самостоятельность, собранность, сосредоточен-ность, усидчивость, настойчивость в достижении цели.
Занятия с использованием компьютерных программ логопедического сопровож-дения проводятся индивидуально и малыми подгруппами (2 человека) 2-3 раза в неделю в утреннее время. Продолжительность разовой работы на компьютере для детей 5-6 лет не более 8-10 минут, для детей 7-12 лет 15-20 минут (сан ПиН 2.2.2. 542-96-Гигиенические условия организации учебных занятий с применением компьютера, 1988). Для одарённых детей, относящихся к группе риска по состоянию зрения или имеющих повышенную судорожную готовность, нагрузка дозируется индивидуально.
При включении информационно-коммуникационных технологий в комплексную логопедическую работу с одарёнными детьми, имеющими нарушения речи, мы руководствуемся следующими принципами:
— полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений;
— системного подхода;
— развивающего и дифференцированного обучения;
— систематичности и последовательности;
— доступности;
— индивидуализации обучения;
— сознательности и активности;
— объективной оценки результатов деятельности;
— игровой стратегии и создания проблемных ситуаций;
— интерактивности компьютерных средств обучения.
Таким образом, целенаправленное системное использование компьютерных программ «Дэльфа-130», «Дэльфа-142», «Игры для Тигры» в комплексной логопедичес-кой работе позволяет устранить нарушения речи у одарённых детей и сформировать у них коммуникативные навыки. Устойчивые положительные результаты достигаются в результате системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений речевого развития, полисенсорного воздействия, использования интерактивной формы обучения, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у одарённых детей.
Учитель-логопед высшей
квалификационной категории
Михляева Любовь Викторовна