Новости

Использование компьютерных технологий

Опубликовано

В условиях модернизации системы российского образования актуальная задача —  предоставление детям качественного доступного образования. Новые приоритеты направлены на индивидуализацию образования, на максимально раннее выявление одарённых детей и создание психолого-педагогических условий для развития их способностей.

К сожалению,  у одарённых детей, как и у всех остальных, часто выявляются речевые нарушения, от дефектов 1-2 звуков (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) до нарушения всей единой речевой функциональной системы (общее недоразвитие речи). Также у части детей отмечается нарушение темпо-ритмических характеристик речи (заикание). В большинстве случаев речевые нарушения у детей обусловлены дизартрией, то есть последствием родовой травмы с нарушением центральной нервной системы и головного мозга. Дизартрические расстройства значительно осложняют логопедическую работу, увеличивают её сроки. Ребёнок с нарушением речи, обусловленным дизартрией, нуждается в длительной систематической комплексной помощи в сензитивном периоде, то есть в дошкольном возрасте. Только в этом случае имеющиеся у талантливого ребёнка нарушения речи будут успешно и своевременно преодолены и не станут непреодолимым препятствием для развития его одарённости, для более полного раскрытия таланта и самореализации в современном мире.

Практика работы с детьми, имеющими повышенный уровень образовательных достижений, показывает недостаточность применения одних только традиционных логопедических методов и приёмов. Сегодня мы применяем принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции речевых нарушений и общего развития детей, мотивированных на высокие образовательные достижения в той или иной области. Внедрение компьютерных программ в систему коррекционно-развивающей помощи позволяет наиболее эффективно реализовать потребности этих детей на основе индивидуального подхода, учёта структуры дефекта и состояния физического здоровья.

Компьютерные технологии «Дэльфа-130», «Дэльфа-142», «Игры для Тигры» позволяют отрабатывать не только звукопроизношение, но и  важные параметры ритмико-интонационной структуры речи.  Основополагающий принцип тренажёров – зрительный контроль формирования произносительных навыков. При интерактивном использовании ребёнком компьютера речевая активность фиксируется микрофоном и преобразуется в интересные детям картинки – мультипликации.

Поскольку у одарённых детей отмечается высокий уровень мотивационной готовности и образовательных достижений и хорошо развито внимание, учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для восприятия  виде, не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Работа  талантливого  ребёнка  с компьютером позволяет формировать у него  коммуникативные умения и навыки в различных смоделированных логопедом  ситуациях общения и повторять диалог необходимое количество раз, что в реальной жизни затруднено.

Формирование и развитие у детей знаковой функции сознания, развитие вербальной памяти и внимания, словесно-логического мышления создают предпосылки для коррекции у них нарушений лексико-грамматических средств языка.

Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально для одарённых детей с детским церебральным параличом при выраженных двигательных нарушениях. Решая заданную компьютером проблемную ситуацию, талантливый ребёнок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, у него развиваются волевые качества: самостоятельность, собранность, сосредоточен-ность, усидчивость, настойчивость в достижении  цели.

Занятия с использованием компьютерных программ логопедического сопровож-дения проводятся индивидуально и малыми подгруппами (2 человека) 2-3 раза в неделю в утреннее время. Продолжительность разовой работы на компьютере для детей 5-6 лет не более 8-10 минут, для детей 7-12 лет 15-20 минут (сан ПиН 2.2.2. 542-96-Гигиенические условия организации учебных занятий с применением компьютера, 1988). Для одарённых детей, относящихся к группе риска по состоянию зрения или имеющих повышенную судорожную готовность, нагрузка дозируется индивидуально.

При включении информационно-коммуникационных технологий в комплексную логопедическую работу с одарёнными детьми, имеющими нарушения речи, мы руководствуемся следующими принципами:

— полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений;

— системного подхода;

— развивающего и дифференцированного обучения;

—  систематичности и последовательности;

— доступности;

— индивидуализации обучения;

— сознательности и активности;

— объективной оценки результатов деятельности;

— игровой стратегии  и создания проблемных ситуаций;

— интерактивности компьютерных средств обучения.

Таким образом, целенаправленное системное использование компьютерных  программ «Дэльфа-130», «Дэльфа-142», «Игры для Тигры» в комплексной логопедичес-кой работе позволяет устранить нарушения речи у одарённых детей и сформировать у них коммуникативные навыки. Устойчивые положительные результаты достигаются в результате системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений речевого развития, полисенсорного воздействия, использования интерактивной формы обучения, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у одарённых  детей.

Учитель-логопед высшей

квалификационной  категории

Михляева Любовь Викторовна

 

Добавить комментарий