Родителям

Элементы здоровьесберегающей технологии «Гимнастика мозга»

Опубликовано

Дыхание

Правильному дыханию мы уделяем большое внимание не только потому, что оно оптимизирует газообмен и кровообращение. Дыхание обеспечи­вает вентиляцию всех участков лёгких, массаж органов брюшной полости; спо­собствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия всех участников образовательных отношений: детей, их родителей и педагогов ДОУ.

Правильное дыхание успокаивает и способствует развитию концентрации внимания, создавая основу для формирования базовых составляющих произвольной саморегуляции.

Ритм дыхания – единственный из всех телесных ритмов (кроме ходьбы), подвластен спонтанной, сознательной и актив­ной регуляции со стороны человека. Этот навык ещё не раз пригодится ребёнку в течение всей жизни.

В логопедических занятиях дыхательные игры и упражнения выступают как физкультминутки. Пока ребё­нок не научится дышать правильно, рекомендуется класть одну его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать их руками взрослого) для контроля за полнотой дыхательных движений. Потом постепенно проводится работа по обучению ребёнка самостоятельному контролю за пра­вильным выполнением дыхательных упражнений. Хорошо подключить фанта­зию ребёнка, например: вдыхая, он  представляет, как в животе (груди) наду­вается красивый оранжевый шарик.

Правильное речевое дыхание является основой красивой речи с безукоризненной дикцией. Формирование у детей навыка правильного нижнедиафрагмального дыхания предполагает:

 — дифференциацию носового – ротового вдоха и выдоха;

 — отработку силы и длительности речевого выдоха;

 — формирование целенаправленной воздушной струи.

Игры и упражнения для работы над дыханием заложены в основу рабочей программы учителя-логопеда и профилактических игровых комплексов логопедической поддержки, которые дети выполняют с воспитателями в детском саду и с родителями дома.

Для проведения дыхательных упражнений в интересной для детей форме нужны разнообразные оригинальные пособия для поддувания. Их изготовление на специально организованных мастер-классах, занятиях-практикумах (дети совместно с родителями и педагогами) вызывает неподдельный интерес детей и желание быстрее испробовать  изготовленные игрушки — «поддувалки».

Практика показывает, что для формирования и закрепления навыка нижнедиафрагмального дыхания у детей необходим длительный период времени, поэтому педагоги и специалисты  детского сада применяют в своей совместной деятельности с детьми большое количество разнообразных пособий для поддувания, таких, как: султанчики; снежинки; листочки (зелёные – весной и летом, разноцветные – осенью);  листочки с различных деревьев (берёзовые, липовые, тополиные, дубовые).

Для поддувания различных  предметов по гладкой поверхности стола используются: теннисные мячики; маленькие лёгкие машинки; бумажные солдатики, балерины, куколки;  катушки различного веса и диаметра; ребристые карандаши. Широко используются в разных видах детской деятельности пособия фабричного производства: губные гармошки; дудочки разных видов; игрушки для поддувания; мыльные пузыри; воздушные шары; шары с трубочками и свистками.

Для обеспечения эффективного взаимодействия с семьями воспитанников по данной теме были разработаны:

Методические рекомендации «Формирование правильного речевого дыхания у детей» (Приложение 2);

«Сборник игр и упражнений для формирования правильного речевого дыхания у детей» (Приложение 3).

Массаж и самомассаж

являются необходимыми повседневными мероприятиями по профилактике и коррекции психосоматического статуса детей в любом возрасте. Многие из нас на собственном (личном или профессиональ­ном) опыте знакомы с чудодейственными результатами массажа. Жизнь показывает, что сегодня нет ребёнка (равно как и взрослого), которому не был бы показан соответствующий курс массажа дваж­ды в год и ежедневная зарядка, составлен­ная из тех незатейливых упражнений, которые приведены ниже.

Обучение ребёнка навыкам самомассажа мы проводим в несколько этапов:

  • взрослый массирует тело ребёнка сам;
  • взрослый массирует тело ребёнка руками самого ребёнка, наложив сверху свои руки;
  • ребёнок выполняет движения самомассажа самостоятельно.

Обязательно попросите ребёнка описать свои ощущения до и после мас­сажа: «Возможно, что-то изменилось? Что? Где? На что это похоже?» Например: массируемые (или иные) части тела стали более тёплыми, горячи­ми, лёгкими, тяжёлыми, покрылись мурашками. Можно предложить ребёнку прослушать несколько мелодий, чтобы подобрать наиболее комфортную в качестве сопровождения для массажа. Можно предложить ребёнку что-либо нарисовать в завершение процедуры.

После информирования родителей о пользе самомассажа в ходе проведения «Логопедической мастерской» мы предлагаем им ознакомиться с техникой проведения самомассажа дома. С этой целью были разработаны Методические рекомендации:

«Массаж и самомассаж с элементами су-джок терапии» (Приложение 4);

Сборник «Игровые приёмы массажа и самомассажа для детей» (Приложение 5).

Элементы су-джок – терапии

Обучение детей доступным методам самомассажа пальцев и кистей, шеи, ушей, органов артикуляции позволяет, с одной стороны, проводить оздоровление  организма, с другой стороны, активизировать речевые центры в головном мозге, за счёт чего отмечается ускорение процесса постановки, автоматизации звуков и введения их в речь. Регулярное выполнение массажных движений, сопровождаемых проговариванием или пропеванием рифмовок, способствует формированию навыка здоровьесбережения у детей.

Аурикулярный самомассаж – самомассаж ушных раковин и околоушного пространства, способствующий улучшению слухового внимания и восприятия ребёнка. Одновременное потирание мочек правого и левого уха, а также околоушных областей до лёгкого покраснения мы выполняем ежедневно, перед началом образовательной деятельности.

Самомассаж ушей «Думающий колпак» активизирует весь механизм слухового восприятия и способствует развитию слухо-речевой памяти у детей. Для того, чтобы сделать это упражнение, надо легко оттягивать в стороны ушные раковины, слегка выворачивая их и продвигаясь несколько раз сверху вниз по ушам. При этом четыре пальца правой и левой руки располагаются спереди от уха, большие пальцы правой и левой руки – сзади.

Связь между слухом в височной доле и памятью в лимбической системе очень сильна. «Думающий Колпак» очень помогает детям, когда необходимо вспомнить какую-либо информацию. Простое действие физического стимулирования тактильных рецепторов наружного уха пробуждает механизм слухового восприятия.

Растяжки и релаксация

Разнообразные растяжки, равно как и всё описанное выше,  обязатель­ный блок профилактики и коррекции процессов развития. Другого пути пре­одоления патологических ригидных телесных установок, блоков и зажимов (ещё одна неприятная примета современности!) просто не существует. Кроме того, как уже не раз отмечалось, эти воздействия оказывают веерообразное влияние на всю сенсомоторную сферу ребёнка, включая речь. Эти техноло­гии полезны детям с младенческого возраста. Понятно, что в этом случае все упражнения мы демонстрируем и выполняем в пассивном варианте.

Любое отклонение от оптимального тонуса (мышечный гипо- или гиперто­нус) может являться как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребёнка и негативно сказываться на общем ходе его развития. В ходе занятий мы обязательно контролируем, полностью ли расслаблено тело ребёнка, указываем места зажимов, показываем, как можно их «сбросить».

Вообще растяжки – это система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. Их необходимость и популярность связана с тем, что это один из немногих «экологичных» способов поддер­жания суставно-мышечных систем и позвоночника в отличном состоянии. При выполнении растяжек в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения, но не напряжения. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний (гипер- и гипотонуса), зажимов и навязчивых движений. Растяжки стабилизируют общий психосоматический баланс и повышают уровень пси­хической активности ребёнка. Растяжки мы проводим в щадящем режиме, медленно, не рывками. Представляем себе, что «делаем растяжки котёнку».

Приёмами релаксации детям необходимо овладеть хотя бы потому, что с каждым годом различные учебные и эмоциональные нагрузки становятся всё более ощутимыми. Простые навыки аутотренинга и расслабления помогут ребёнку стать более устойчивым к стрессовым ситуациям и эффективно переключать­ся с одного дела на другое.

Таким образом, воспитывая ребёнка нового поколения здоровым, мы прививаем ему любовь к физическим упражнениям, разным видам массажа и самомассажа; учим его правильно дышать для того, чтобы охранять и укреплять своё здоровье, а в дальнейшем создать семью, родить и вырастить здоровых детей.

 

Добавить комментарий