Родителям

Исследование «Образовательная кинезиология — путь к успеху ребёнка»

Опубликовано

Аннотация: в статье описан опыт работы и основные этапы  внедрения инновационной здоровьесберегающей технологии «Гимнастика мозга» в образовательную и  коррекционно-развивающую деятельность с детьми для активизации их интеллектуального и речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации.

 Ключевые слова: образовательная кинезиология, кинезиологические упражнения, межполушарное взаимодействие, межполушарная специализация.

 EDUCATIONAL KINESIOLOGY — THE PATH TO CHILD SUCCESS

 Mikhlyaeva Liybov Viktorovna

Anvarova Irina Ivanovna

Kalyabina Anastasia Aleksandrovna

 

 

       Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогами и родителями задачу поиска наиболее эффективных технологий профилактики и укрепления здоровья детей в условиях образовательного учреждения и семьи.

       Формой такой работы в «Детском саду №10 «Снежинка» города Урай и в МАДОУ детский сад 3 ГО Красноуфимск стали комплексы кинезиологических упражнений в рамках Образовательной кинезиологии, или как их ещё называют «Гимнастика мозга». Главной задачей дошкольной образовательной организации является создание учебно-воспитательного пространства для получения знаний и умений каждым ребёнком. Наиболее важно то, что воспитанникам предоставлена возможность раскрыть свои индивидуальные творческие способности на основе систематического выполнения комплекса кинезиологических упражнений, активизирующих межполушарное взаимодействие. «Гимнастика мозга» в рамках Образовательной кинезиологии открывает путь к успеху ребёнка.

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение, именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например: при ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу, жевании хрустящих продуктов и др. В результате выполнения движений во время мыслительной деятельности происходит простраивание нейронных сетей, обеспечивающих закрепление новых знаний.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что «Гимнастика мозга» способствует развитию межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия. Ежедневные тренировки состоят из несложных, доступных  детям движений, оказывающих эффективное влияние на оптимизацию мозговых процессов, увеличение работоспособности и развитие мозга в целом. Под воздействием импульсов, поступающих в мозг от различных частей тела, задействованных в ходе выполнения кинезиологических упражнений, в организме ребёнка начинают происходить положительные структурные изменения. Увеличивается скорость протекания нервных процессов, соответственно развиваются интеллектуальные и творческие способности детей. Процесс их обучения и усвоения новой информации становится более лёгким и радостным. Результаты образовательной и коррекционно-развивающей работы значительно улучшаются.

К такому выводу (по результатам апробации и внедрения комплексов кинезиологических упражнений) пришли и педагоги творческой группы МБДОУ «Детский сад № 10 «Снежинка», и родители воспитанников со статусом ОВЗ, которые успешно закончили обучение на ступени дошкольного образования и перешли в общеобразовательные школы с дальнейшим обучением по основной общеобразовательной программе начального общего образования.  

СИСТЕМА ПОЭТАПНОГО ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

       Комплексы кинезиологических упражнений разработаны на основе материалов зарубежных и отечественных нейропсихологов, таких, как: Пол и Гейл Дениссон, Карла Ханнафорд, Алла Леонидовна Сиротюк, Анна Владимировна Семенович и др.

В октябре 2017-2018 учебного года в средней группе компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад №10 «Снежинка» и в старшей группе МАДОУ детский сад 3 создана рабочая экспериментальная площадка для апробации разработанных комплексов.

Работа по Проекту состояла из пяти этапов:

— подготовительно-организационный,

— диагностический,

— практический (экспериментальный),

— контрольный,

— обобщающий.

I этап работы – подготовительно —

организационный. Проведена масштабная деятельность по изучению материалов Образова-тельной кинезиологии: организация педагогических советов, родительских собраний, мастер-классов для всех участников образовательных отношений с целью ознакомления с данной технологией и введения их в совместную деятельность. Подготовлена необходимая документация для проведения мониторинга и качественного анализа результатов.

II этап работы – диагностический. В группе компенсирующей направленности, которую посещают десять воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, проведена первичная диагностика показателей межполушарного взаимодействия по шкале оценки Николая Ивановича Озерецкого. (Тест из 6 заданий, максимально соответствующий 6-ти баллам). Данный тест показал недостаточность развития межполушарного взаимодействия у детей средней группы компенсирующей направленности. Также специалистами ДОО проведено первичное обследование нервно-психического развития детей, в результате выявлены: тяжёлые нарушения речи, регуляции поведения, недостаточный уровень пространственных представлений, низкий уровень мнестической деятельности и внимания.


По истечению третьей недели выполнения детьми комплекса кинезиологических упражнений, проведён качественный анализ с учётом следующих критериев оценки: эмоциональный настрой в группе, внимание и интерес детей, чёткость выполнения упражнений, усложнение упражнений, присутствие логоритмических элементов.

III этап работы – практический. Введение комплексов кинезиологических упражнений перед НОД (непосредственно-образовательной деятельностью) в утренние часы в качестве организующего звена. На начальном этапе отмечались существенные сложности при выполнении детьми глазодвигательных, перекрёстных, дыхательных упражнений. У большинства воспитанников с ОВЗ был низкий уровень произвольной регуляции, мыслительных операций, пространственных представлений, развития  мелкой моторики.

Практический этап деятельности показал, что для достижения максимально возможных результатов коррекционно-развивающей работы с детьми необходимо соблюдать следующие условия:

  • кинезиологическая гимнастика проводится ежедневно, без пропусков занятий;
  • длительность одного комплекса упражнений не менее 2-3 недель;
  • кинезиологические упражнения выполняются до начала любой образовательной деятельности в течение 5-10 минут в спокойной, доброжелательной обстановке;
  • от детей требуется правильное выполнение движений с дальнейшим усложнением и ускорением темпа;
  • перед началом выполнения кинезиологических упражнений детям необходимо сделать пару маленьких глотков воды, либо выполнить мелкие глотательные движения, сглатывая слюну.

IV этап работы – контрольный. Проведение мониторинга: промежуточного (в январе) и итогового (в мае). В конце каждого этапа работы с каждым воспитанником проведена индивидуальная комплексная диагностика с целью исследования уровня межполушарного взаимодействия, нервно-психического развития. Методы диагностики показателей:

  • Шкала оценки психомоторного развития Н. И. Озерецкого;
  • Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко «Экспресс — диагностика в детском саду»;
  • Диагностика речевого развития Н. М. Трубниковой «Структура и содержание речевой карты» с использованием «Альбома для логопеда» О. Б. Иншаковой.

V этап работы – обобщающий. В рамках апробации кинезиологических комплексов в работе с детьми дошкольного возраста была доказана их высокая эффективность, в связи с чем специалисты творческой группы приняли решение о разработке методического пособия для педагогов и родителей «Кнопки мозга — развитие умственных способностей детей – I часть».  

«Кнопки мозга»: система работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет, направленная на сохранение здоровья и профилактику отклонений в развитии; улучшение обучения в ситуациях, требующих ясного мышления; на выявление скрытых способностей ребёнка за счёт расширения возможных границ деятельности головного мозга. Методическое пособие состоит из трёх разделов, включающих комплексы кинезиологических упражнений для разных возрастных групп: младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Каждый раздел состоит из девяти комплексов с учётом возрастных особенностей детей. Также предполагается постепенное усложнение упражнений для увеличения динамики развития детей.

Система кинезиологической гимнастики включает такие методы и приёмы, как: самомассаж, растяжки, дыхательные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики, глазодвигательные упражнения, телесные движения, упражнения на релаксацию. К каждому упражнению подобрано стихотворение, что вызывает у детей живой интерес, повышает их эмоциональный настрой, а также способствует развитию координации движений, воображения, речи, памяти.

Для получения максимально высоких результатов от внедрения данной технологии, мы считаем, необходимо наряду с ежедневной кинезиологической гимнастикой оснастить образовательную среду специальными пособиями, способствующими развитию межполушарного взаимодействия. В каждой группе детского сада созданы кинезиологические уголки. Пособия, представленные на фотографиях, используются детьми как в свободной деятельности, так и во время образовательного процесса.

VI этап работы. Распространение инновационного опыта по внедрению Образовательной кинезиологии в коррекционно-развивающую работу с детьми дошкольного возраста. Специалистами проводятся информационные, обучающие мероприятия для педагогов, родителей, студентов педагогических колледжей и ВУЗов в разных регионах Российской Федерации.

— Августовское педагогическое совещание «Развитие профессиональной компетентности как условие повышения качества образовательного процесса». Мастер-класс для 63 педагогов ДОО МО Красноуфимский округ.

— Всероссийская НПК «Дети с ОВЗ и инвалидностью в современном образовательном пространстве: стратегии психолого-педагогической поддержки», ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования». Мастер-класс для 57 коррекционных педагогов из разных городов Свердловской области.

— ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» г. Екатеринбурга. Мастер-класс для 47 коррекционных педагогов из разных городов Свердловской области;

— Мастер-класс для 123 педагогов ДОО и НОО города Ирбит Свердловской области.

— Первая Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Образовательная кинезиология – через движение к развитию и обучению», г. Москва.

— KIVO Конкурс инноваций в образовании 2019: проект «Кнопки мозга».

— Ассоциация учителей-логопедов Свердловской области: «Особенности подготовки к школе дошкольников с ОВЗ в контексте преемственности основных образовательных программ». Презентация проекта «Кнопки мозга».

На методическое пособие «Кнопки мозга», в котором представлены комплексы кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста, получены рецензии от кандидата педагогических наук, ведущего специалиста Муниципального казённого учреждения Ярош Елены Александровны; руководителя регионального ресурсного центра по развитию системы сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра на территории Свердловской области Линьковой Ирины Семеновны; кандидата педагогических наук, доцента кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза Института специального образования ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Обуховой Нины Владимировны.

Востребованность Образовательной кинезиологии в современной дошкольной педагогике не вызывает никаких сомнений, так как кинезиологические упражнения позволяют обеспечить качественное доступное дошкольное  образование детям с нормированным развитием и детям с особыми образовательными потребностями (детям с ОВЗ, детям-инвалидам и одарённым детям) в условиях инклюзивной среды детского сада, а также в условиях семьи.

На основании положительных результатов педагогической деятельности по внедрению инновационной технологии «Образовательная кинезиология» в ДОО,  а так же по запросу педагогического и родительского регионального сообщества, принято решение о создании второй части пособия «Кнопки мозга – развитие умственных способностей ребёнка» для детей младшего школьного возраста.

 В ходе серьёзной исследовательской работы и систематизации материала, в 2020 году выпущена в печать вторая часть методического пособия «Кнопки мозга – развитие умственных способностей ребёнка».

В чём особенность второй книги?  В том, что она составлена в форме тренинга и содержит 45 упражнений для развития межполушарного взаимо-действия, рассчитанных на учебный год (девять комплексов по 5 упражнений в каждом с дополнительными вариантами на усложнение).

         «Кнопки мозга. II Часть»: система работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, направленная на снижение учебного стресса, оживление механизмов природной интеграции функций левого и правого полушария мозга для поддержания работы базовых навыков учения (видения, слушания, запоминания и др.). Предлагаемые приёмы обеспечивают детям лёгкий и радостный переход к сложным, произвольно формируемым учебным навыкам чтения, письма, слушания, запоминания.

Все упражнения, апробированные в ряде детских садов и школ за рубежом и в нашей стране, доказали свою высокую эффективность. Система быстрых специфичных движений направлена на активизацию естественных механизмов работы мозга, обеспечивающих быстрое и прочное усвоение учебного материала учащимися за счёт включения в работу всех отделов мозга, не задействованных ранее в учении. Ежедневное выполнение комплексов кинезиологических упражнений открывает для детей неисчерпаемые возможности интеллектуального и физического развития, заложенные природой.


Авторские права на издание методического пособия «Кнопки мозга – развитие умственных способностей ребенка» в двух частях принадлежат:

  • Ирине Ивановне Анваровой — учителю-дефектологу высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №10 «Снежинка», город Урай, руководителю инновационной творческой группы;
  • Анастасии Александровне Калябиной — педагогу-психологу высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №10 «Снежинка», город Урай;
  • Любови Викторовне Михляевой — учителю-логопеду высшей квалификационной категории МАДОУ детский сад 3, город Красноуфимск.

В состав творческой группы по апробации кинезиологических упражнений на базе МБДОУ «Детского сада №10 «Снежинка» вошли:

  • Заместитель заведующего по ВМР — Галимзянова М.В., старший воспитатель — Петрова О.Н., которые способствовали организации и функционированию экспериментальной площадки в условиях дошкольной образовательной организации;
  • Музыкальный руководитель — Князева Ю. С.- подбор музыкального репертуара (классические, современные и народные произведения).
  • Иллюстрации к методическому пособию выполнены художником из города Пермь Ю. В. Калимуллиной. В рисунках отражены особенности выполнения каждого упражнения.

 

Список литературы

  1. Деннисон П. Гимнастика мозга/перевод. — М.: Частное Образовательное Учреждение Психологической Помощи «Восхождение», 1997.
  2. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой; Рипол Классик. — М., 2008.
  3. Дубровская С.В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой; Рипол Классик — М., 2009.
  4. Захарова О., Марченко А. Пишем и рисуем обеими руками. (Классические прописи). Прописи для детей дошкольного возраста. Минск: Современная школа, 2010 г.
  5. Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.
  6. Колесников А.В. Гимнастика мозга, или лёгкие способы развития ребёнка. М.: Центрполиграф, 2009 г.
  7. Любимова Н. Кинезиология, или природная мудрость тела. — СПб.: Невский проспект, 2005.
  8. Мальцева И. В. «Для обеих рук. Прописи-рисовалки. Самая эффективная методика обучения письму». – РОСМЭН, 2014.
  9. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений. — СПб.: КАРО, 2013.
  10. Островская И.В. Психология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.
  11. Подольянская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. — Волгоград: Учитель, 2009.
  12. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие.  —  М.: Генезис, 2007.
  13. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. —  М., 2000.
  14. Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. —  М., 1985.
  15. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения.  — Творческий Центр.  — М., 2003.
  16. Сиротюк А.Л. Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии. — М.: Аркти, 2003.
  17. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.  —  М: ТЦ Сфера, 2008.
  18. Сысоев В.Н. Общая психофизиология. СПБ.: ВМедА, 2003.
  19. Троицкая Ж. «Рисуем двумя руками. Рабочая нейротетрадь».- Феникс,2019 г.
  20. Трясорукова Т.П. Школа развития. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: прописи. 4-е издание. — М., Феникс, 2018.
  21. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В. Ю. Баскакова. —  , 1992.
  22. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. — М., 1997. 
  23. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. — М., 1985.
  24. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление.  — М., 1997.
  25. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. —  М., 1985.
  26. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995. 
  27. Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Онтогенетически-ориентированная психотерапия. — М., I995.
  28. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков.  — М., ВНИИФК, 1999.
  29. Шереметева Г.Б.Целебное прикосновение.  Кинезиология 2-е издание, исправленное и дополненное. Москва Амрита Русь, 2009.

Добавить комментарий