Закончился учебный год, у детей подготовительных к школе групп прошли выпускные вечера, и дети, радостные, ушли на свои первые летние каникулы.
Конечно, лето располагает к отдыху, укреплению здоровья, когда дети много играют, гуляют, ездят с семьями в гости к родственникам, на отдых и лечение.
В это время важно не растерять сформированные за учебный год навыки правильного произношения всех звуков в речи. Дети, занимавшиеся на логопункте, находятся в так называемой «группе риска», так как не у всех детей одинаково хорошо закрепились поставленные звуки. В связи с этим, при отсутствии ежедневного повторения, звуки могут «потеряться», то есть ребёнок будет их снова произносить неправильно.
Учитель-логопед, выпуская детей с логопункта детского сада, даёт рекомендации родителям продолжать закрепление поставленных звуков и повторять дома с детьми стихотворения, чистоговорки, насыщенные звуками Р и Л. Это наиболее сложные для произнесения звуки, требующие сильного упругого язычка и длительного, сильного речевого выдоха.
Предлагаю детям вместе с заботливыми родителями повторять летом:
1) артикуляционные упражнения специального комплекса для сонорных звуков.
Цель: укрепление мышц органов артикуляции, особенно языка, развитие его подвижности, а также отделение движений языка от движений нижней челюсти. Язык «стучит» в альвеолы – бугорочки за верхними зубами (т – т – т; д – д – д), рот открыт, расстояние между верхними и нижними зубами не меняется и примерно равно ширине двух пальцев. Губы в улыбке. Зубы видны.
«Барабанщик»
Левой, правой, левой, правой! На парад идёт отряд.
Барабанщик барабанит полтора часа подряд: д-д-д, д-д-д, д-д-д, д-д-д…
Бей, руками помогай: д-д-д, д-д-д, д-д-д, д-д-д.
Ритм ногами отбивай: д-д-д, д-д-д, д-д-д, д-д-д.
Учись играть на барабане: д-д-д, д-д-д, д-д-д, д-д-д.
Твой язык послушным станет: д-д-д, д-д-д, д-д-д, д-д-д.
(Маршируй на месте и имитируй игру на барабане).
- Увеличение силы и длительности выдоха с произнесением: дзззз______ или джжж______. Поддуваем различные пособия на нитке, например: бабочку, птичку, снежинку и т. д. При поддувании выполняем все правила пункта 1. Стараемся, чтобы выдох был максимально сильным и длительным. Под воздействием сильной длительной воздушной струи кончик языка начинает дрожать за верхними зубами, получается звук, похожий на звук при стрельбе из автомата. Упражнения
«Автомат стреляет»: тррр…,
«Пулемёт строчит»: дрррр….
Пальчиковая игра «В зоопарк»
В зоопарк пойдём скорей, (Пальцы двигаются по столу, имитируя ходьбу).
Много разных там зверей: (Показать напряжённые, растопыренные пальцы).
И колючие ежи, (Сцепить пальцы обеих рук в «замок»).
И клыкастые моржи, (Пальцы сжать в кулаки, выпрямить указатель-
ные пальцы и мизинцы).
И огромные слоны, (4 пальца обеих рук шагают по столу, а средние
пальцы вытянуты вперёд, как хоботы слонов).
Уж невиданной длины, (Вращательные движения кистями обеих рук).
Зайцы трусливые (Сгибание и разгибание указательного и
среднего пальцев правой и левой руки).
И птицы красивые (Махи скрещенными кистями обеих рук,
повёрнутыми ладонями к себе).
Даже крокодилы есть, (Хлопки подушечками пальцев правой
В общем, всех не перечесть! и левой руки, запястья соединены).
Зверята в зоопарке живут, в гости нас зовут.
Мы за ними наблюдаем и движенья выполняем.
Комплекс артикуляционной гимнастики
Обезьянки утром рано (Широкое открывание и закрывание рта,
Вкусные жуют бананы. имитация жевания).
Водичку пьют, (Вытягивание губ в виде «хоботка»,
имитация глотания).
Потом играть бегут. (Лёгкое покусывание кончика языка).
В дупле белочка живёт, (Открывание и закрывание рта, при этом губы
Да орешки всё грызёт. в улыбке, видны верхние и нижние зубы).
Жеребёнок на лужайке, (Громкое цоканье языком с широким
Открыванием рта, сначала в быстром, затем
Мама – лошадь, в медленном темпе).
Догоняй – ка!
А вот дятел на суку сидит, дятел дерево долбит:
Д – Д – Д – Д – Д – Д…
Ребята, язычки поднимите и как дятел постучите:
Д – Д – Д – Д – Д – Д…
Толстячок – хомячок (Надувание и присасывание обеих щёк,
Показал нам свой бочок. поочерёдное надувание правой и левой щеки).
Разучивание самомассажа кистей и пальцев мячом су-джок
Взяли в руки мячик наш, (Катание массажного мячика су-джок между
Будем делать мы массаж. ладонями).
Сверху — вниз, сверху — вниз, (Катание мяча по кисти правой руки от
Ты катись, катись, катись! запястья до кончиков пальцев).
Про ладошку не забудем, (Катание мяча по правой ладошке).
Массажировать мы будем! (Затем те же массажные движения
выполняем на левой руке).
Силачи
Силачи, силачи, (Сжимание массажного мячика левой,
Мы сжимаем мячи! затем правой рукой).
А теперь погладим, (Поглаживание мяча расслабленными
Пальчики расслабим! кистями правой и левой руки).
Массаж пальцев пружинками (су-джок)
Мизинчик — пальчик маленький, (Массаж пальцев поочерёдно, начиная
Маленький, удаленький. с мизинчика).
Безымянный – кольцо носит, (Более сильный нажим на подушечки
Никогда его не сбросит! пальцев).
Средний палец — самый длинный
И стоит посередине.
Палец указательный –
Самый замечательный.
Пальцы встретились, обнялись, (Соединение пальцев левой и правой
Кое-как расстались! руки в «замок»).
Комплекс артикуляционной гимнастики
«По грибы»
Скачем на лошадке (Цоканье языком с широким открыва-
По дорожке ровной, гладкой. нием рта).
Цок – цок, цок – цок, (Губы в улыбке, верхние и нижние зубы
Мы в лесу найдём грибок! видны).
На лесной опушке, (Язык широкий, расслабленный, лежит
Где живёт кукушка, на нижней губе, не дрожит).
Вырос гриб – волнушка, (Язык присосать к нёбу, рот широко
Шляпка на макушке. открыт).
В лес осенний мы войдём, (Резко опустить язык вниз – «сорвать
И грибочек тот сорвём. грибок»).
Вот и нет волнушки (Рот широко открыт, язык за нижними
На лесной опушке. зубами).
Желаем хорошего летнего отдыха и успешного школьного старта нашим детям!
23.05.2019 г. Учитель-логопед: Л. В.Михляева