«Мир смотрел на развитие мозга так,
как будто последний был стабильным
и неизменяющимся явлением.
Потом мы обнаружили,
что мозг растёт и развивается динамично…
Но самым важным является тот факт,
что этот процесс можно ускорить»
(Гленн Доман).
В настоящее время всё большее количество дошкольных образовательных учреждений принимает на обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Политика государства Российской Федерации направлена на инклюзию таких детей в среду здоровых сверстников. Инклюзивное образование в нашей стране регулируется «Конституцией Российской Федерации» (от 12.12.1993 г.); Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ (ред. от 02.12.2019 г.); Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. №181 – ФЗ (последняя редакция), а также другими важнейшими нормативно-правовыми документами. Впервые понятие было закреплено в федеральном законодательстве (п. 27 ст. 2): «Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
В МАДОУ детский сад 3 осуществляется инклюзивное дошкольное образование: дети с ограниченными возможностями здоровья посещают общеразвивающие группы детского сада. В процессе психолого-педагогической диагностики у этих воспитанников были выявлены физические, интеллектуальные и эмоционально-волевые проблемы; грубое речевое недоразвитие, обусловившее трудности в социальной адаптации детей и в освоении навыков адекватного функционирования в обществе сверстников. Также у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья нарушена познавательная деятельность, снижена мотивация, в результате чего возникают проблемы с усвоением основной общеобразовательной и адаптированной образовательной программы дошкольного образования.
Результаты комплексного диагностического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья позволили сделать вывод о том, что данные нарушения являются последствием перинатального поражения центральной нервной системы, следовательно, коррекционная работа должна базироваться на нейропсихологическом подходе. Для разработки программы коррекционно-логопедических занятий были подробно изучены труды отечественных и зарубежных нейропсихологов, таких как: Алла Леонидовна Сиротюк, Анна Владимировна Семенович, Пол Дениссон, Карла Ханнафорд, Гленн Доман.
Поскольку при родовых травмах мозг повреждён и изначально формируется в дефицитарных условиях, практически у всех детей с ограниченными возможностями здоровья страдают функции, связанные с левым полушарием, то есть речь и произвольная регуляция деятельности. Однако, по мнению Анны Владимировны Семенович, эти нарушения носят вторичный характер по отношению к недостаточности функционирования стволово-подкорковых структур и правого полушария мозга. В отличие от традиционных дефектологических подходов, использующих произвольное выполнение заданий, работа с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи и задержку психического развития, предполагает первоначальный акцент на непроизвольных видах деятельности – играх, движениях, физкультминутках и так далее.
По мнению нейропсихологов, мозг имеет ключевое значение в организме, так как он выполняет ряд важных функций: обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств; планирование; принятие решений; координацию; управление движениями; положительные и отрицательные эмоции; внимание; память. Мозг человека выполняет высшую психическую функцию – мышление; восприятие и генерацию речи, а также регуляцию и координацию работы всех мышц.
В науке очень долго считалось, что рост и развитие мозга – предопределённый и неизменный факт. Но Гленн Доман и его команда (Институт развития человеческого потенциала Гленна Домана, США, Филадельфия) обнаружили, что человеческий мозг имеет замечательные способности для самовосстановления (нейропластичность) и регенерации (нейрогенез), что мозг поддаётся изменению с помощью интенсивной сенсорной стимуляции.
Будучи учёным-физиологом, Гленн Доман доказал важнейший закон: мозг ребёнка растёт и успешно развивается только при условии интенсивной нагрузки. Стимуляция одного из органов чувств обеспечивает резкое усиление активности мозга в целом. Мозг развивается, благодаря интенсивности, частоте, продолжительности стимуляции, которая проводится по сенсорным каналам, нейровосстановление работает над преодолением физических, интеллектуальных и физиологических барьеров, задерживающих развитие ребёнка.
Иерархичная структура мозга обеспечивает плавное поступенчатое развитие ребёнка: как только им освоен тот или иной двигательный навык, начинает развиваться следующий, более высокий отдел мозга. Чем быстрее идёт формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет дошкольник, тем быстрее он сможет преодолеть имеющиеся у него нарушения.
Гленн Доман пришёл к выводу о мощном интеллектуальном потенциале, которым обладает каждый ребёнок с рождения. Задачу родителей и педагогов Доман видел в том, чтобы помочь детям развивать и реализовывать эти потенциальные возможности, заложенные природой. Даже сложные сочетанные нарушения у детей поддаются коррекции при условии комплексного непрерывного психолого-педагогического сопровождения, построенного на нейропсихологическом подходе.
Помня о том, что «Ребёнок с особенностями развития – прежде всего Ребёнок», педагогический коллектив нашего детского сада использует в своей работе комплексный подход с использованием авторской технологии: «Кнопки мозга. Развитие умственных способностей ребёнка». Данная педагогическая технология направлена на развитие межполушарного взаимодействия и специализации, что в значительной степени улучшает работу всех отделов мозга. Помимо увеличения и упорядочивания общей активности детей, развития их взаимодействия с педагогами, на занятиях решаются задачи по развитию зрительного, слухового, тактильного восприятия, двигательной и опто-моторной координации, коррекции динамической (темповой) составляющей психической деятельности, что составляет основу для развития в дальнейшем речи, различных видов деятельности, произвольности. Обучение проводится на полисенсорной основе с активизацией всех анализаторных систем.
Реализация технологии «Кнопки мозга» подразумевает активное вовлечение всех субъектов образовательного процесса в совместную деятельность. Педагоги создают специальные условия, в которых дети с ограниченными возможностями здоровья могут самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. При проведении каждого занятия акцентируется внимание на возможностях и сильных сторонах каждого ребёнка. Занятия проводятся ежедневно, в спокойной, доброжелательной обстановке. Детям с нарушениями развития нелегко осваивать новые умения, поэтому задания и игры вводятся постепенно. Разученный на занятиях в детском саду материал закрепляется родителями дома. Они являются самыми активными участниками образовательно-воспитательного процесса, заинтересованными в получении положительных результатов.
Авторская технология «Кнопки мозга», разработанная коллективом специалистов (учитель-дефектолог ВКК И. И. Анварова, педагог-психолог ВКК А. А. Калябина, учитель-логопед ВКК Л. В. Михляева) с доказанной эффективностью применяется в условиях инклюзивной среды нашего детского сада. Мы включаем кинезиологические упражнения в работу с детьми, начиная с трёх – четырёх лет, продолжаем до выпуска детей в школу, потому что активная фаза развития мозга приходится именно на дошкольный период детства.
Достаточное физическое, интеллектуальное и физиологическое функционирование рождают хорошее состояние разума, тела и здоровья ребёнка, адекватное поведение в обществе с высоким уровнем общей самоорганизации.
Комплексы кинезиологических упражнений программы «Кнопки Мозга» при систематическом выполнении всеми участниками образовательного процесса поддерживают точную «настройку» системы мозговой организации каждого ребёнка и помогают преодолению имеющихся проблем в развитии и успешному освоению ребёнком любых новых навыков.
«Кнопки мозга» – это нелекарственная, простая и, в то же время, высокоэффективная технология развития речевых и умственных способностей детей: как с ограниченными возможностями здоровья, так и детей с нормированным и опережающим развитием. Программа «Кнопки мозга. Развитие умственных способностей ребёнка» подходит для использования в любых образовательных организациях, в том числе в учреждениях дополнительного образования.
Список литературы
- Анварова И. И., Калябина А. А., Михляева Л. В. Кинезиология. Кнопки мозга. Развитие умственных способностей ребенка. Барнаул, 2018.
- Дениссон П., Дениссон Г. Программа «Гимнастика мозга»/ Пер. С. М. Масгутовой. М., 1997 г.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002.
- Сиротюк А. Л. Психофизиологическое и нейропсихологическое сопровождение обучения. М.: Сфера, 2003.
- Сиротюк А. Л. Развитие интеллекта дошкольников. М.: Сфера, 2002.
- Социальное сопровождение семьи, воспитывающей детей раннего возраста с нарушениями развития: (методический сборник), Екатеринбург: Издательство «Раритет», 2010.
- Ханнафорд К. Мудрое движение. М.: Восхождение, 2000.