Педагогам

Использование педагогической технологии «Кнопки мозга» в условиях инклюзивного детского сада

Опубликовано

«Мир смотрел на развитие мозга так,

как будто последний был стабильным

и неизменяющимся явлением.

Потом мы обнаружили,

что мозг растёт и развивается динамично…

Но самым важным является тот факт,

что этот процесс можно ускорить»

(Гленн Доман).

        В настоящее время всё большее количество дошкольных образовательных учреждений принимает на обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Политика государства Российской Федерации направлена на инклюзию таких детей в среду здоровых сверстников. Инклюзивное образование в нашей стране регулируется «Конституцией Российской Федерации» (от 12.12.1993 г.); Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ (ред. от 02.12.2019 г.); Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. №181 – ФЗ (последняя редакция), а также другими важнейшими нормативно-правовыми документами. Впервые понятие было закреплено в федеральном законодательстве (п. 27 ст. 2): «Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

        В МАДОУ детский сад 3 осуществляется инклюзивное дошкольное образование: дети с ограниченными возможностями здоровья посещают общеразвивающие группы детского сада. В процессе психолого-педагогической диагностики у этих воспитанников были выявлены физические, интеллектуальные и эмоционально-волевые проблемы; грубое речевое недоразвитие, обусловившее трудности в социальной адаптации детей и в освоении навыков адекватного функционирования в обществе сверстников. Также у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья нарушена познавательная деятельность, снижена мотивация, в результате чего возникают проблемы с усвоением основной общеобразовательной и адаптированной образовательной программы дошкольного образования.

        Результаты комплексного диагностического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья позволили сделать вывод о том, что данные нарушения являются последствием перинатального поражения центральной нервной системы, следовательно, коррекционная работа должна базироваться на нейропсихологическом подходе. Для разработки программы коррекционно-логопедических занятий были подробно изучены труды отечественных и зарубежных нейропсихологов, таких как: Алла Леонидовна Сиротюк, Анна Владимировна Семенович, Пол Дениссон, Карла Ханнафорд, Гленн Доман.

        Поскольку при родовых травмах мозг повреждён и изначально формируется в дефицитарных условиях, практически у всех детей с ограниченными возможностями здоровья страдают функции, связанные с левым полушарием, то есть речь и произвольная регуляция деятельности. Однако, по мнению Анны Владимировны Семенович, эти нарушения носят вторичный характер по отношению к недостаточности функционирования стволово-подкорковых структур и правого полушария мозга. В отличие от традиционных дефектологических подходов, использующих произвольное выполнение заданий, работа с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи и задержку психического развития, предполагает первоначальный акцент на непроизвольных видах деятельности – играх, движениях, физкультминутках и так далее.

        По мнению нейропсихологов, мозг имеет ключевое значение в организме, так как он выполняет ряд важных функций: обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств; планирование; принятие решений; координацию; управление движениями; положительные и отрицательные эмоции; внимание; память. Мозг человека выполняет высшую психическую функцию – мышление; восприятие и генерацию речи, а также регуляцию и координацию работы всех мышц.

         В науке очень долго считалось, что рост и развитие мозга – предопределённый и неизменный факт. Но Гленн Доман и его команда (Институт развития человеческого потенциала Гленна Домана, США, Филадельфия) обнаружили, что человеческий мозг имеет замечательные способности для самовосстановления (нейропластичность) и регенерации (нейрогенез), что мозг поддаётся изменению с помощью интенсивной сенсорной стимуляции.

          Будучи учёным-физиологом, Гленн Доман доказал важнейший закон: мозг ребёнка растёт и успешно развивается только при условии интенсивной нагрузки. Стимуляция одного из органов чувств обеспечивает резкое усиление активности мозга в целом. Мозг развивается, благодаря интенсивности, частоте, продолжительности стимуляции, которая проводится по сенсорным каналам, нейровосстановление работает над преодолением физических, интеллектуальных и физиологических барьеров, задерживающих развитие ребёнка.

          Иерархичная структура мозга обеспечивает плавное поступенчатое развитие ребёнка: как только им освоен тот или иной двигательный навык, начинает развиваться следующий, более высокий отдел мозга. Чем быстрее идёт формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет дошкольник, тем быстрее он сможет преодолеть имеющиеся у него нарушения.

          Гленн Доман пришёл к выводу о мощном интеллектуальном потенциале, которым обладает каждый ребёнок с рождения. Задачу родителей и педагогов Доман видел в том, чтобы помочь детям развивать и реализовывать эти потенциальные возможности, заложенные природой. Даже сложные сочетанные нарушения у детей поддаются коррекции при условии комплексного непрерывного психолого-педагогического сопровождения, построенного на нейропсихологическом  подходе.

        Помня о том, что «Ребёнок с особенностями развития – прежде всего Ребёнок», педагогический коллектив нашего детского сада использует в своей работе комплексный подход с использованием авторской технологии: «Кнопки мозга. Развитие умственных способностей ребёнка». Данная педагогическая технология направлена на развитие межполушарного взаимодействия и специализации, что в значительной степени улучшает работу всех отделов мозга. Помимо увеличения и упорядочивания общей активности детей, развития их взаимодействия с педагогами, на занятиях решаются задачи по развитию зрительного, слухового, тактильного восприятия, двигательной и опто-моторной координации, коррекции динамической (темповой) составляющей психической деятельности, что составляет основу для развития в дальнейшем речи, различных видов деятельности, произвольности. Обучение проводится на полисенсорной основе с активизацией всех анализаторных систем.

        Реализация технологии «Кнопки мозга» подразумевает активное вовлечение всех субъектов образовательного процесса в совместную деятельность. Педагоги создают специальные условия, в которых дети с ограниченными возможностями здоровья могут самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. При проведении каждого занятия  акцентируется внимание на возможностях и сильных сторонах каждого ребёнка. Занятия проводятся ежедневно, в спокойной, доброжелательной обстановке. Детям с нарушениями развития нелегко осваивать новые умения, поэтому задания и игры вводятся постепенно. Разученный на занятиях в детском саду материал закрепляется родителями дома. Они являются самыми активными участниками образовательно-воспитательного процесса, заинтересованными в получении положительных результатов.  

         Авторская технология «Кнопки мозга», разработанная коллективом специалистов (учитель-дефектолог ВКК И. И. Анварова, педагог-психолог ВКК А. А. Калябина, учитель-логопед ВКК Л. В. Михляева) с доказанной эффективностью применяется в условиях инклюзивной среды нашего детского сада. Мы включаем кинезиологические упражнения в работу с детьми, начиная с трёх – четырёх лет, продолжаем до выпуска детей в школу, потому что активная фаза развития мозга приходится именно на дошкольный период детства.

         Достаточное физическое, интеллектуальное и физиологическое функционирование рождают хорошее состояние разума, тела и здоровья ребёнка, адекватное поведение в обществе с высоким уровнем общей самоорганизации.

        Комплексы кинезиологических упражнений программы «Кнопки Мозга» при систематическом выполнении всеми участниками образовательного процесса поддерживают точную «настройку» системы мозговой организации каждого ребёнка и помогают преодолению имеющихся проблем в развитии и успешному освоению ребёнком любых новых навыков.

          «Кнопки мозга» – это нелекарственная, простая и, в то же время, высокоэффективная технология развития речевых и умственных способностей детей: как с ограниченными возможностями здоровья, так и детей с нормированным и опережающим развитием. Программа «Кнопки мозга. Развитие умственных способностей ребёнка» подходит для использования в любых образовательных организациях, в том числе в учреждениях дополнительного образования.

Список литературы

  1. Анварова И. И., Калябина А. А., Михляева Л. В. Кинезиология. Кнопки мозга. Развитие умственных способностей ребенка. Барнаул, 2018.
  2. Дениссон П., Дениссон Г. Программа «Гимнастика мозга»/ Пер. С. М. Масгутовой. М., 1997 г.
  3. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002.
  4. Сиротюк А. Л. Психофизиологическое и нейропсихологическое сопровождение обучения. М.: Сфера, 2003.
  5. Сиротюк А. Л. Развитие интеллекта дошкольников. М.: Сфера, 2002.
  6. Социальное сопровождение семьи, воспитывающей детей раннего возраста с нарушениями развития: (методический сборник), Екатеринбург: Издательство «Раритет», 2010.
  7. Ханнафорд К. Мудрое движение. М.: Восхождение, 2000.

Добавить комментарий