Аннотация: в статье описан опыт работы и основные этапы внедрения инновационной здоровьесберегающей технологии «Гимнастика мозга» в образовательную и коррекционно-развивающую деятельность с детьми для активизации их интеллектуального и речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: образовательная кинезиология, кинезиологические упражнения, межполушарное взаимодействие, межполушарная специализация.
EDUCATIONAL KINESIOLOGY — THE PATH TO CHILD SUCCESS
Mikhlyaeva Liybov Viktorovna
Anvarova Irina Ivanovna
Kalyabina Anastasia Aleksandrovna
Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогами и родителями задачу поиска наиболее эффективных технологий профилактики и укрепления здоровья детей в условиях образовательного учреждения и семьи.
Формой такой работы в «Детском саду №10 «Снежинка» города Урай и в МАДОУ детский сад 3 ГО Красноуфимск стали комплексы кинезиологических упражнений в рамках Образовательной кинезиологии, или как их ещё называют «Гимнастика мозга». Главной задачей дошкольной образовательной организации является создание учебно-воспитательного пространства для получения знаний и умений каждым ребёнком. Наиболее важно то, что воспитанникам предоставлена возможность раскрыть свои индивидуальные творческие способности на основе систематического выполнения комплекса кинезиологических упражнений, активизирующих межполушарное взаимодействие. «Гимнастика мозга» в рамках Образовательной кинезиологии открывает путь к успеху ребёнка.
Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение, именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например: при ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу, жевании хрустящих продуктов и др. В результате выполнения движений во время мыслительной деятельности происходит простраивание нейронных сетей, обеспечивающих закрепление новых знаний.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что «Гимнастика мозга» способствует развитию межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия. Ежедневные тренировки состоят из несложных, доступных детям движений, оказывающих эффективное влияние на оптимизацию мозговых процессов, увеличение работоспособности и развитие мозга в целом. Под воздействием импульсов, поступающих в мозг от различных частей тела, задействованных в ходе выполнения кинезиологических упражнений, в организме ребёнка начинают происходить положительные структурные изменения. Увеличивается скорость протекания нервных процессов, соответственно развиваются интеллектуальные и творческие способности детей. Процесс их обучения и усвоения новой информации становится более лёгким и радостным. Результаты образовательной и коррекционно-развивающей работы значительно улучшаются.
К такому выводу (по результатам апробации и внедрения комплексов кинезиологических упражнений) пришли и педагоги творческой группы МБДОУ «Детский сад № 10 «Снежинка», и родители воспитанников со статусом ОВЗ, которые успешно закончили обучение на ступени дошкольного образования и перешли в общеобразовательные школы с дальнейшим обучением по основной общеобразовательной программе начального общего образования.
СИСТЕМА ПОЭТАПНОГО ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
Комплексы кинезиологических упражнений разработаны на основе материалов зарубежных и отечественных нейропсихологов, таких, как: Пол и Гейл Дениссон, Карла Ханнафорд, Алла Леонидовна Сиротюк, Анна Владимировна Семенович и др.
В октябре 2017-2018 учебного года в средней группе компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад №10 «Снежинка» и в старшей группе МАДОУ детский сад 3 создана рабочая экспериментальная площадка для апробации разработанных комплексов.
Работа по Проекту состояла из пяти этапов:
— подготовительно-организационный,
— диагностический,
— практический (экспериментальный),
— контрольный,
— обобщающий.
I этап работы – подготовительно —
организационный. Проведена масштабная деятельность по изучению материалов Образова-тельной кинезиологии: организация педагогических советов, родительских собраний, мастер-классов для всех участников образовательных отношений с целью ознакомления с данной технологией и введения их в совместную деятельность. Подготовлена необходимая документация для проведения мониторинга и качественного анализа результатов.
II этап работы – диагностический. В группе компенсирующей направленности, которую посещают десять воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, проведена первичная диагностика показателей межполушарного взаимодействия по шкале оценки Николая Ивановича Озерецкого. (Тест из 6 заданий, максимально соответствующий 6-ти баллам). Данный тест показал недостаточность развития межполушарного взаимодействия у детей средней группы компенсирующей направленности. Также специалистами ДОО проведено первичное обследование нервно-психического развития детей, в результате выявлены: тяжёлые нарушения речи, регуляции поведения, недостаточный уровень пространственных представлений, низкий уровень мнестической деятельности и внимания.
По истечению третьей недели выполнения детьми комплекса кинезиологических упражнений, проведён качественный анализ с учётом следующих критериев оценки: эмоциональный настрой в группе, внимание и интерес детей, чёткость выполнения упражнений, усложнение упражнений, присутствие логоритмических элементов.
III этап работы – практический. Введение комплексов кинезиологических упражнений перед НОД (непосредственно-образовательной деятельностью) в утренние часы в качестве организующего звена. На начальном этапе отмечались существенные сложности при выполнении детьми глазодвигательных, перекрёстных, дыхательных упражнений. У большинства воспитанников с ОВЗ был низкий уровень произвольной регуляции, мыслительных операций, пространственных представлений, развития мелкой моторики.
Практический этап деятельности показал, что для достижения максимально возможных результатов коррекционно-развивающей работы с детьми необходимо соблюдать следующие условия:
- кинезиологическая гимнастика проводится ежедневно, без пропусков занятий;
- длительность одного комплекса упражнений не менее 2-3 недель;
- кинезиологические упражнения выполняются до начала любой образовательной деятельности в течение 5-10 минут в спокойной, доброжелательной обстановке;
- от детей требуется правильное выполнение движений с дальнейшим усложнением и ускорением темпа;
- перед началом выполнения кинезиологических упражнений детям необходимо сделать пару маленьких глотков воды, либо выполнить мелкие глотательные движения, сглатывая слюну.
IV этап работы – контрольный. Проведение мониторинга: промежуточного (в январе) и итогового (в мае). В конце каждого этапа работы с каждым воспитанником проведена индивидуальная комплексная диагностика с целью исследования уровня межполушарного взаимодействия, нервно-психического развития. Методы диагностики показателей:
- Шкала оценки психомоторного развития Н. И. Озерецкого;
- Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко «Экспресс — диагностика в детском саду»;
- Диагностика речевого развития Н. М. Трубниковой «Структура и содержание речевой карты» с использованием «Альбома для логопеда» О. Б. Иншаковой.
V этап работы – обобщающий. В рамках апробации кинезиологических комплексов в работе с детьми дошкольного возраста была доказана их высокая эффективность, в связи с чем специалисты творческой группы приняли решение о разработке методического пособия для педагогов и родителей «Кнопки мозга — развитие умственных способностей детей – I часть».
«Кнопки мозга»: система работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет, направленная на сохранение здоровья и профилактику отклонений в развитии; улучшение обучения в ситуациях, требующих ясного мышления; на выявление скрытых способностей ребёнка за счёт расширения возможных границ деятельности головного мозга. Методическое пособие состоит из трёх разделов, включающих комплексы кинезиологических упражнений для разных возрастных групп: младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Каждый раздел состоит из девяти комплексов с учётом возрастных особенностей детей. Также предполагается постепенное усложнение упражнений для увеличения динамики развития детей.
Система кинезиологической гимнастики включает такие методы и приёмы, как: самомассаж, растяжки, дыхательные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики, глазодвигательные упражнения, телесные движения, упражнения на релаксацию. К каждому упражнению подобрано стихотворение, что вызывает у детей живой интерес, повышает их эмоциональный настрой, а также способствует развитию координации движений, воображения, речи, памяти.
Для получения максимально высоких результатов от внедрения данной технологии, мы считаем, необходимо наряду с ежедневной кинезиологической гимнастикой оснастить образовательную среду специальными пособиями, способствующими развитию межполушарного взаимодействия. В каждой группе детского сада созданы кинезиологические уголки. Пособия, представленные на фотографиях, используются детьми как в свободной деятельности, так и во время образовательного процесса.
VI этап работы. Распространение инновационного опыта по внедрению Образовательной кинезиологии в коррекционно-развивающую работу с детьми дошкольного возраста. Специалистами проводятся информационные, обучающие мероприятия для педагогов, родителей, студентов педагогических колледжей и ВУЗов в разных регионах Российской Федерации.
— Августовское педагогическое совещание «Развитие профессиональной компетентности как условие повышения качества образовательного процесса». Мастер-класс для 63 педагогов ДОО МО Красноуфимский округ.
— Всероссийская НПК «Дети с ОВЗ и инвалидностью в современном образовательном пространстве: стратегии психолого-педагогической поддержки», ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования». Мастер-класс для 57 коррекционных педагогов из разных городов Свердловской области.
— ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» г. Екатеринбурга. Мастер-класс для 47 коррекционных педагогов из разных городов Свердловской области;
— Мастер-класс для 123 педагогов ДОО и НОО города Ирбит Свердловской области.
— Первая Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Образовательная кинезиология – через движение к развитию и обучению», г. Москва.
— KIVO Конкурс инноваций в образовании 2019: проект «Кнопки мозга».
— Ассоциация учителей-логопедов Свердловской области: «Особенности подготовки к школе дошкольников с ОВЗ в контексте преемственности основных образовательных программ». Презентация проекта «Кнопки мозга».
На методическое пособие «Кнопки мозга», в котором представлены комплексы кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста, получены рецензии от кандидата педагогических наук, ведущего специалиста Муниципального казённого учреждения Ярош Елены Александровны; руководителя регионального ресурсного центра по развитию системы сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра на территории Свердловской области Линьковой Ирины Семеновны; кандидата педагогических наук, доцента кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза Института специального образования ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Обуховой Нины Владимировны.
Востребованность Образовательной кинезиологии в современной дошкольной педагогике не вызывает никаких сомнений, так как кинезиологические упражнения позволяют обеспечить качественное доступное дошкольное образование детям с нормированным развитием и детям с особыми образовательными потребностями (детям с ОВЗ, детям-инвалидам и одарённым детям) в условиях инклюзивной среды детского сада, а также в условиях семьи.
На основании положительных результатов педагогической деятельности по внедрению инновационной технологии «Образовательная кинезиология» в ДОО, а так же по запросу педагогического и родительского регионального сообщества, принято решение о создании второй части пособия «Кнопки мозга – развитие умственных способностей ребёнка» для детей младшего школьного возраста.
В ходе серьёзной исследовательской работы и систематизации материала, в 2020 году выпущена в печать вторая часть методического пособия «Кнопки мозга – развитие умственных способностей ребёнка».
В чём особенность второй книги? В том, что она составлена в форме тренинга и содержит 45 упражнений для развития межполушарного взаимо-действия, рассчитанных на учебный год (девять комплексов по 5 упражнений в каждом с дополнительными вариантами на усложнение).
«Кнопки мозга. II Часть»: система работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, направленная на снижение учебного стресса, оживление механизмов природной интеграции функций левого и правого полушария мозга для поддержания работы базовых навыков учения (видения, слушания, запоминания и др.). Предлагаемые приёмы обеспечивают детям лёгкий и радостный переход к сложным, произвольно формируемым учебным навыкам чтения, письма, слушания, запоминания.
Все упражнения, апробированные в ряде детских садов и школ за рубежом и в нашей стране, доказали свою высокую эффективность. Система быстрых специфичных движений направлена на активизацию естественных механизмов работы мозга, обеспечивающих быстрое и прочное усвоение учебного материала учащимися за счёт включения в работу всех отделов мозга, не задействованных ранее в учении. Ежедневное выполнение комплексов кинезиологических упражнений открывает для детей неисчерпаемые возможности интеллектуального и физического развития, заложенные природой.
Авторские права на издание методического пособия «Кнопки мозга – развитие умственных способностей ребенка» в двух частях принадлежат:
- Ирине Ивановне Анваровой — учителю-дефектологу высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №10 «Снежинка», город Урай, руководителю инновационной творческой группы;
- Анастасии Александровне Калябиной — педагогу-психологу высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №10 «Снежинка», город Урай;
- Любови Викторовне Михляевой — учителю-логопеду высшей квалификационной категории МАДОУ детский сад 3, город Красноуфимск.
В состав творческой группы по апробации кинезиологических упражнений на базе МБДОУ «Детского сада №10 «Снежинка» вошли:
- Заместитель заведующего по ВМР — Галимзянова М.В., старший воспитатель — Петрова О.Н., которые способствовали организации и функционированию экспериментальной площадки в условиях дошкольной образовательной организации;
- Музыкальный руководитель — Князева Ю. С.- подбор музыкального репертуара (классические, современные и народные произведения).
- Иллюстрации к методическому пособию выполнены художником из города Пермь Ю. В. Калимуллиной. В рисунках отражены особенности выполнения каждого упражнения.
Список литературы
- Деннисон П. Гимнастика мозга/перевод. — М.: Частное Образовательное Учреждение Психологической Помощи «Восхождение», 1997.
- Дыхательная гимнастика по Стрельниковой; Рипол Классик. — М., 2008.
- Дубровская С.В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой; Рипол Классик — М., 2009.
- Захарова О., Марченко А. Пишем и рисуем обеими руками. (Классические прописи). Прописи для детей дошкольного возраста. Минск: Современная школа, 2010 г.
- Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.
- Колесников А.В. Гимнастика мозга, или лёгкие способы развития ребёнка. М.: Центрполиграф, 2009 г.
- Любимова Н. Кинезиология, или природная мудрость тела. — СПб.: Невский проспект, 2005.
- Мальцева И. В. «Для обеих рук. Прописи-рисовалки. Самая эффективная методика обучения письму». – РОСМЭН, 2014.
- Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений. — СПб.: КАРО, 2013.
- Островская И.В. Психология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.
- Подольянская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. — Волгоград: Учитель, 2009.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М., 2000.
- Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. — М., 1985.
- Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — Творческий Центр. — М., 2003.
- Сиротюк А.Л. Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии. — М.: Аркти, 2003.
- Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2008.
- Сысоев В.Н. Общая психофизиология. СПБ.: ВМедА, 2003.
- Троицкая Ж. «Рисуем двумя руками. Рабочая нейротетрадь».- Феникс,2019 г.
- Трясорукова Т.П. Школа развития. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: прописи. 4-е издание. — М., Феникс, 2018.
- Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В. Ю. Баскакова. — , 1992.
- Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. — М., 1997.
- Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. — М., 1985.
- Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление. — М., 1997.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. — М., 1985.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995.
- Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Онтогенетически-ориентированная психотерапия. — М., I995.
- Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. — М., ВНИИФК, 1999.
- Шереметева Г.Б.Целебное прикосновение. Кинезиология 2-е издание, исправленное и дополненное. Москва Амрита Русь, 2009.