ФФНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи(ФФНР)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи  (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной стороны речи у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Дети с ФФНР – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Группа ведущих учёных (Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Р. М. Боскис, Г. А. Каше) отводят большую роль своевременному формированию фонематического восприятия у детей, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Они доказали, что существует прямая зависимость между  уровнем речевого развития ребёнка и его обучением письму и чтению в школе.

По данным Т. А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Р. Е. Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ». Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:

Три возможных состояния

при недоразвитии фонематического слуха:

  • недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;
  • недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении;
  • глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребёнок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.

Наряду с нарушенным звукопроизношением у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются ошибки в слоговой структуре слова и звуконаполняемости.

Слоговая структура словаэто количество и порядок слогов внутри слова.

Звуконаполняемостьколичество и порядок звуков внутри каждого слога.

Нередко отдельные дети с ФФНР затрудняются в произношении слов со сложной слоговой структурой и со стечением согласных, а также предложений, содержащих подобные слова (это относится, в первую очередь, к малознакомым и трудным словам). При проговаривании такого лексического материала они искажают звуко-слоговой рисунок слов: опускают слоги, переставляют их местами и изменяют, могут пропустить или, наоборот, добавить звук внутри слога и т.д. Например: каркадил – крокодил, батуретка – табуретка, голопед – логопед, киртити – кирпичи, тоита – строительство, вадавося – водопроводчик и т.п.

Анализ письменных работ неуспевающих по русскому языку  школьников начальных классов позволил учёным выделить 3 группы специфических ошибок:

  • Замены букв:

«бопеда» вместо «победа», «Тану» вместо «Таню», «пил» вместо «пыль», «тистит» вместо «чистит».

  • Нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов:

«кичат» вместо «кричат», «сит» вместо «сидит», «довр» вместо «двор»,  «барт» вместо «брат».

  • Нарушения употребления лексико-грамматических категорий:

 — слитное написание служебных и знаменательных слов («усосны» вместо «у сосны»,  «светитлуна» вместо «светит луна»);

 — пропуск и замена предлогов («ваза столе стоит» вместо «ваза на столе стоит», «мяч упал и стола» вместо «мяч упал со стола»);

 — нарушение согласования прилагательных и числительных с существительными («пять столы» вместо «пять столов», «грязное рубашка» вместо «грязная рубашка»);

 — смещение падежных окончаний («катались на машину» вместо «катались на машине», «лечила зубу» вместо «лечила зубы»).

4) Ошибка в построении предложений:

 — пропуск как главных, так и второстепенных членов предложения («Саша рыбу» вместо «Саша рыбу ловит», «Стали кататься лыжах» вместо «Стали кататься на лыжах»);

 — отдельное написание главного и придаточного предложения («Когда наступила зима. Дети пришли кататься на лыжах и коньках» вместо «Когда  наступила зима, дети пришли кататься на лыжах и коньках»);

 — употребление придаточного предложения без главного («Если пойдёт дождь» вместо «Если пойдёт дождь, дети спрячутся под крышу»).

         В исследованиях советских учёных  (Левиной Р. Е., Никашиной Н. А. и др.)          вышеописанные нарушения письма рассматриваются как результат недоразвития устной речи ребёнка, недостаточной подготовленности ранних ступеней речевого развития  к переходу на последующие его ступени.

Ещё до поступления в школу у нормально развивающегося ребёнка  формируются практические обобщения о звуковом и морфологическом  составе слова, что подготавливает его к усвоению навыков грамотного правописания.  Поэтому выраженные нарушения  становления речи  влекут за собой серьёзные отклонения  в формировании письма.

         Характер ошибок обусловлен, прежде всего, двумя причинами:

  • недостаточным уровнем сформированности фонематического слуха и восприятия;
  • проблемами в развитии лексического и грамматического компонентов языка.

Речевое недоразвитие неуспевающих школьников  неодинаково. У одной категории детей нарушения касаются только звукопроизношения и восприятия фонем, у другой – лексико-грамматического развития. Неправильное произношение звуков, как правило, сопровождается недостаточным различением сходных по артикуляции или акустическим признакам звуков. Однако слабое различение близких звуков на слух может наблюдаться и тогда, когда произношение уже сформировано.  В том и другом случае в письме возникают специфические ошибки  в виде замен букв.

Перестановки слогов и букв в словах  объясняются нарушениями взаимодействия  речедвигательного  и речеслухового анализаторов. Само проявление нарушений слоговой структуры  и звуконаполняемости слов  до такой степени искажает их воспроизведение, что нередко без соответствующих пояснений  непонятно, что хотел написать ребёнок.  (Например: «слпа крм» вместо «сыпала корм», «игик» вместо «снеговик», «сифот» вместо «светофор», «ейсковат» вместо «экскаватор», «ландо» вместо «ладно»).

На фоне общей смазанности речи у определённой категории детей наблюдается недоговаривание окончаний, недостаточный уровень сформированности грамматических категорий. Недифференцированное значение многих слов  свидетельствует о низком  уровне словесного обобщения.

Итак, характер описанных нарушений указывает на недостаточность фонематического слуха и восприятия у детей с ФФН. Без специального коррекционного воздействия ребёнок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведёт к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.

Известно, что вторичные нарушения легче предупредить, чем  исправлять уже сформировавшиеся нарушения.  Поэтому профессором Р. Е. Левиной был выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста.  Задачи коррекционного обучения  включают в себя  своевременное исправление нарушений фонетико-фонематической стороны речи и подготовку к обучению грамоте.

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Помимо указанных выше нарушений речевого (вербального) характера, отдельно следует охарактеризовать возможные особенности в протекании высших психических функций у детей с ФФНР:

  • внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также – слабо сформированным произвольное внимание, когда ребёнку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;
  • объём памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;
  • отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала.

Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:
 — поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;
 — могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;

 — возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно  двух-, трёх-, четырёхступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;

 — в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.

При планировании и проведении коррекционных занятий необходимо учитывать эти специфические особенности детей с ФФН.

Организуя логопедическую работу с ними, целесообразно:

1) осуществлять сугубо индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и психических особенностей;

2) обеспечивать положительную мотивацию выполнения заданий, с тем, чтобы повысить эффективность коррекционного воздействия;

3)  чередовать различные виды деятельности;

4) включать в занятия тренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций и т.д.

 

 

Литература:

  1. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов/ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 680

 2.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. —  М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 200 с.

  1. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М.: Гном-Пресс, 1997 – 80 с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях.

Добавить комментарий