Педагогам

Движение – Здоровье – Интеллект – Речь

Опубликовано

         По данным статистики, проводимой учителем-логопедом МАДОУ детский сад 3 ГО Красноуфимск, за период с 2007 по 2020 год отмечается неуклонный рост числа детей с различными нарушениями речи, обусловленными последствием родовых травм. Тщательное изучение медицинской документации и беседа с родителями подтверждает наличие у подавляющего большинства детей органического поражения центральной нервной системы и головного мозга, которые в дальнейшем могут повлечь за собой трудности в социализации и школьном обучении детей.

         Данная проблема ставит перед педагогами и специалистами дошкольных образовательных организаций задачу поиска наиболее эффективных форм, приёмов профилактики и коррекции нарушений на основе сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Важен ранний подход к выявлению детей так называемой «группы риска», а также организация работы с ними по профилактике тяжёлых нарушений речи.

         Эффективной формой такой работы стали профилактические комплексы логопедической поддержки «Обучение в движении» с включением кинезиологических упражнений из серии «Гимнастика мозга». Впервые эти специфические движения, позволяющие активизировать межполушарное взаимодействие, были предложены Полом Дениссоном в 70-х годах прошлого века. Мы в детском саду адаптировали эти упражнения, добавили вариации к ним, систематизировали кинезиологические упражнения в комплексы, ежедневное выполнение которых гарантирует развитие мозолистого тела, улучшение координации всех отделов мозга для быстрой передачи информации из одного полушария в другое.

         Разработанный нами проект «Движение – Здоровье – Интеллект – Речь» имеет огромное воспитательное значение, так как помогает нам воспитывать здоровое поколение молодых людей. Также наш Проект является развивающим, коррекционным, и здоровьесберегающим. Реализация данного Проекта направлена на:

 — профилактику тяжёлых нарушений речи у детей дошкольного возраста;

 — коррекцию различных нарушений развития и профилактику вторичных отклонений;

 — улучшение обучения, связанного с проблемными областями;

 — выявление скрытых способностей воспитанников за счёт расширения возможных границ деятельности головного мозга;

 — воспитание навыков ЗОЖ у воспитанников.         

         Проект «Движение – Здоровье – Интеллект – Речь» подходит для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и с детьми-инвалидами при условии внесения небольших вариаций, учитывающих состояние здоровья и индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Как показывает практика апробации комплексов, возможно их применение (с небольшими вариантами и усложнением) в работе с детьми, имеющими нормотипичное и опережающее развитие, в условиях инклюзивных дошкольных образовательных учреждений.

         МАДОУ детский сад 3 ГО Красноуфимск является дошкольным образовательным учреждением (далее – ДОО) общеразвивающего вида и реализует основную общеразвивающую программу дошкольного образования. Приоритетное направление деятельности – социально-личностное развитие воспитанников.

         Созданы все необходимые условия обучения и воспитания нормотипичных детей: оборудованы групповые комнаты, помещения музыкального и спортивного залов, кабинеты специалистов, сенсорная комната, а также создана предметно-пространственная развивающая среда. В штатном расписании имеются ставки учителя-логопеда, педагога-психолога.

         На самом деле, каждую группу детского сада посещают воспитанники с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодное проведение учителем-логопедом диагностических исследований показывает неоднородность уровня речевого и интеллектуального развития детей каждой возрастной группы детского сада. К так называемой «группе риска» относятся:

  • дети, не усваивающие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее – ООП ДО);
  • дети с тяжёлыми нарушениями речи:

 — фонетико-фонематическим недоразвитием речи, обусловленным дизартрией (далее – ФФНР, дизартрия),

— общим недоразвитием речи (далее – ОНР) I, II, III, IV уровня, обусловленным дизартрией или алалией,

— логоневрозом (нарушением темпо-ритмической стороны речи);

  • воспитанники с проблемами в развитии:

— дети с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания (далее – СДВГ),

— дети с задержкой психического развития (далее – ЗПР),

— дети с интеллектуальными нарушениями (далее – ИН),

— дети с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС).

         У всех этих воспитанников в ходе диагностики выявляются выраженные трудности при освоении основной общеразвивающей программы дошкольного образования, проблемы в развитии двигательных, речевых, интеллектуальных функций. Воспитанники «группы риска» с трудом адаптируются в коллективе сверстников;  часто болеют и пропускают занятия в детском саду, в результате их задержка в развитии ещё более усугубляется.

         Все дети «группы риска» нуждаются в обследовании специалистами территориальных психолого-медико-педагогических комиссий (далее – ТПМПК) для установления статуса «ребёнок с ОВЗ» и определения вида образовательного учреждения, а также вида адаптированной образовательной программы дошкольного образования.

         Подробное изучение детей, испытывающих трудности в освоении ООП ДО, позволяет сделать вывод: значительная часть проблем у детей обусловлена перинатальным поражением центральной нервной системы и головного мозга. Последствия родовых травм, минимальные мозговые дисфункции, нарушение или недостаточность работы головного мозга обусловливают ЗРР, ЗПР, ТНР у детей. Дети самостоятельно не могут преодолеть имеющиеся нарушения в развитии, поэтому они нуждаются в особом подходе, а именно в организации Проекта раннего логопедического сопровождения «Движение – Здоровье – Интеллект – Речь», предусматривающего максимально раннюю диагностику и коррекцию задержки речевого развития, тяжёлых нарушений речи, а также профилактику возникновения вторичных нарушений.

         Опора на здоровьесберегающие техники, укрепляющие физическое и психическое здоровье воспитанников, обеспечивает эффективность Проекта. Нейропсихологический подход позволяет своевременно (то есть до поступления в школу) нормализовать межполушарное взаимодействие и специализацию. Это, в свою очередь, ведёт к преодолению имеющихся отклонений в развитии у детей с ОВЗ, у детей-инвалидов. Развитие всех отделов мозга, простроение новых нейронных сетей обеспечивает восстановление нарушенных функций.

         Актуальность Проекта заключается:

 — в предоставлении качественного доступного дошкольного образования каждому воспитаннику детского сада с учётом его психо-физических, возрастных, индивидуальных особенностей и состояния здоровья;

 — в достижении уровня развития, необходимого и достаточного для обучения на следующей ступени – начального общего образования;

 — в поддержке талантливых детей; в раскрытии врождённых задатков и творческих способностей воспитанников с ОВЗ, детей-инвалидов, их дальнейшем развитии и совершенствовании в различных видах детской деятельности.

         Уникальность Проекта заключается в исключительно дифференцированном и индивидуальном подходе к каждому ребёнку, посещающему дошкольную образовательную организацию и предоставлению ребёнку возможностей для самореализации в условиях инклюзивной дошкольной образовательной среды

Раздел 1. Общие положения

  1. Полное наименование проекта

«Движение – Здоровье – Интеллект – Речь»: логопедическое сопровож-дение воспитанников в условиях инклюзивного детского сада».

  1. Краткое наименование проекта

«Движение – Здоровье – Интеллект –      Речь».

Предпосылки реализации логопедического Проекта:

  • Сохранение и укрепление здоровья воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
  • Обеспечение качественного доступного дошкольного образования каждому ребёнку, независимо от его индивидуальных, возрастных и психо-физиологических особенностей;
  • Обеспечение коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам.
  • Выявление и поддержка талантливых детей, раскрытие врождённых способностей в каждом воспитаннике детского сада.

         Логопедический Проект базируется на методологической базе современных научных исследований учёных: нейропсихологов, психотерапевтов, психиатров, дефектологов, логопедов. Важным и необходимым дополнением традиционной системы дошкольной педагогики, логопедии, дефектологии в настоящее время выступают исследования и открытия современных наук, таких, как: нейродефектология, нейропсихология и нейрологопедия.

         Данный Проект создаёт прочную основу для усвоения знаний детьми дошкольного возраста, имеющими те или иные речевые нарушения, обусловленные органическим поражением головного мозга. Американский учёный Гленн Доман доказал, что мозг ребёнка не только растёт, но и развивается. Чем больше информации мозг получает с помощью анализаторных систем, тем интенсивнее происходит его развитие. Полисенсорное развитие с задействованием всех анализаторов является оптимальным для детей с дизартрией, алалией и другими нарушениями, связанными с недостаточной работой головного мозга в силу его раннего повреждения.

         Ребёнок, как биологическое существо, развивается в такой степени, в какой работает его головной мозг. От того, как протекают процессы жизнеобеспечения в организме, зависит не только самочувствие ребёнка, но и его обучение, приобретение им любых новых навыков. Развитие межполушарного взаимодействия и включение в работу всех отделов головного мозга при систематическом выполнении комплексов кинезиологических упражнений наряду с традиционными методами и приёмами логопедии, позволяет более качественно и эффективно проводить коррекционную работу  с детьми дошкольного возраста.

         Идея заключается в том, что данный Проект – это фактически уникальное, доступное для ДОО любого вида предложение, направленное на решение проблемы предоставления качественного доступного дошкольного образования каждому ребёнку, независимо от его индивидуальных и психо-физиологических особенностей. Реализация Проекта позволяет оказывать своевременную, квалифицированную логопедическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам в условиях инклюзивной образовательной среды детского сада общеразвивающего вида, а также раскрывать, поддерживать талантливых и одарённых детей.

         Кинезиологические упражнения можно использовать как на самих коррекционных занятиях (в качестве динамических пауз), так и перед занятиями, как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу. Каждое упражнение многофункционально и подобрано с учётом возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка.

         С целью выявления исходного уровня развития межполушарного взаимодействия и, в дальнейшем, для определения уровня сложности упражнений, необходимо предварительно провести диагностику по шкале оценки психомоторного развития Николая Ивановича Озерецкого. Тест состоит из 6 заданий и максимально соответствует 6-ти баллам.

         Для достижения максимально возможных результатов коррекционно-развивающей деятельности необходимо соблюдение следующих условий:

  • кинезиологическая гимнастика проводится утром в течение 5-15 мин.;
  • упражнения выполняются в спокойной, доброжелательной обстановке;
  • кинезиологическая гимнастика проводится ежедневно, без пропусков;
  • от детей требуется точное выполнение движений с дальнейшим усложнением и ускорением темпа;
  • при составлении комплекса упражнений важно учитывать возрастные возможности и индивидуальные особенности ребёнка;
  • упражнения проводятся комплексно, длительность одного курса занятий не менее 2-3 недель.

Методы и приёмы

  1. Массаж (самомассаж) – воздействует на биологически активные точки. Особенно эффективным является массаж (самомассаж) кистей, пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают примерно 148 точек, расположенных на ушной раковине, связанных с различными частями тела человека. Даже простой растирающий массаж (самомассаж) ушей улучшает кровообращение в организме, стимулирует кору головного мозга, улучшает слуховое внимание и восприятие ребёнка.
  2. Растяжки – нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц. Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребёнка, с высоким порогом и длительным латентным периодом возникновения всех рефлекторных и произвольных реакций. Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Оптимизация мышечного тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции.
  3. Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают у ребёнка самоконтроль и произвольность. Нарушения ритмов организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т.д.) могут привести к нарушению психического развития ребёнка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции поведения у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дыхание (различные его этапы) можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений для глаз и языка.
  4. Упражнения на развитие мелкой моторики – стимулируют речевые зоны коры головного мозга, развивают слухо-моторную координацию. Исследованиями учёных доказано, что развитие тонких координированных движений пальцев рук способствует активизации речевой активности у детей, более эффективному преодолению имеющихся нарушений звукопроизношения.
  5. Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, повышают энергетизацию организма. Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы. При составлении комплексов глазодвигательных упражнений в рамках программы образовательной кинезиологии необходимо соблюдать определённые условия.

Условия:

  • при выполнении глазодвигательных упражнений необходимо контролировать расслабление шейных мышц. Исходное положение – лёжа, сидя или стоя, голова зафиксирована;
  • все движения глазного яблока совершаются плавно и мягко;
  • если ребёнок носит очки (линзы), нужно снять их на время выполнения упражнений;
  • перед занятием рекомендуется несколько раз крепко зажмуриться, чтобы улучшить кровоток и увлажнить глаза за счёт выделившейся слезы;
  • после каждого упражнения нужно снимать статическое напряжение мышц глаз:
  • Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 5 секунд (5 – 6 раз).
  • Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы (3 – 4 раза).
  1. Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Происходит «чувствование» ребёнком своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации.

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. Иван Петрович Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например: при ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу, жевании хрустящих продуктов и др. В результате движения во время мыслительной деятельности происходит простраивание нейронных сетей, позволяющих закрепить новые знания.

  1. Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию физического и интеллектуального напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы ребёнка. Они проводятся как в начале занятия – с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции опыта, приобретенного в ходе занятия. Релаксационные упражнения способствуют самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений, являясь единым процессом.

Прежде, чем перейти к описанию упражнений, непосредственно направленных на релаксацию (полное расслабление), хотелось бы отметить важное влияние музыки на соматическое и психическое состояние человека. Известно, что различного характера музыка может оказывать различное воздействие – тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее и т. д. Поэтому тщательно продуманный репертуар музыкальных произведений может повысить эффективность выполняемых упражнений, создавая дополнительный потенциал для развития ребёнка. Так, ритмичная, быстрая, громкая музыка оказывает стимулирующее и тонизирующее действие. Напротив, медленная, плавная, негромкая музыка оказывает успокаивающее и расслабляющее действие. При выполнении специальных упражнений на релаксацию рекомендуется: принять удобную позу, расслабиться и закрыть глаза.

Примечание: важным условием  комплексного выполнения этих методов является чёткое соблюдение их последовательности.

         Раздел 2. Содержание

  Цель Проекта: осуществление раннего логопедического сопровождения воспитанников инклюзивного детского сада с использованием кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе.

Задачи Проекта:

  1. Сформировать команду из педагогов, родителей и детей для реализации Проекта. Распределить обязанности.
  2. Разработать Проект «Движение – Здоровье – Интеллект – Речь».
  3. Провести диагностику показателей межполушарного взаимодействия, опираясь на Шкалу оценки психо-моторного развития Николая Ивановича Озерецкого.
  4. Подготовить методическую базу для реализации Проекта.
  5. Внедрять комплексы кинезиологических упражнений в образовательный и коррекционный процесс.
  6. Активизировать родителей (законных представителей) детей, вовлекать их в совместную деятельность по реализации Проекта.
  7. Привлекать организации и специалистов дополнительного образования – социальных партнёров для повышения результативности по Проекту.
  8. Постоянно повышать уровень профессиональной компетентности педагогов ДОО посредством проведения научно-практических конференций, семинаров, Круглых столов, других педагогических мероприятий, а также курсов повышения квалификации.
  9. По окончанию Проекта подвести итоги работы команды, представив результаты родительско-педагогическому сообществу в разных формах.

При реализации Проекта мы стремимся к достижению целевых ориентиров первого и второго уровня.

Показатели первого уровня:

  • укрепление здоровья; обучение детей навыкам здоровьесбережения; как результат – снижение заболеваемости;
  • развитие двигательной активности; улучшение показателей физического развития, а также силы и длительности физиологического и фонационного выдоха (по результатам компьютерной диагностики с использованием специализированной компьютерной программы «Игры для Тигры»);
  • развитие высших психических функций воспитанников: внимания, восприятия (зрительного и слухового), воображения, памяти, мышления;
  • совершенствование связной (диалогической и монологической) речи детей; уменьшение числа детей с задержкой речевого развития, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, с общим недоразвитием речи;
  • развитие интеллектуальной сферы детей; своевременное преодоление задержки психического развития у воспитанников детского сада;
  • стабилизация эмоционально-волевой сферы детей; снижение числа тревожных, агрессивных детей; уменьшение проявлений гиперактивности у детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания;
  • развитие творческих способностей воспитанников; увеличение числа детей – участников и победителей конкурсов, фестивалей, олимпиад.

Показатели второго уровня:

         В ходе реализации Проекта отмечается повышение ответственности родителей (законных представителей) за образование и воспитание своего ребёнка: увеличивается процент посещаемости Родительских собраний (общих и групповых), мероприятий в рамках «Логопедической мастерской» (мастер-классы, тренинги, различные обучающие и досуговые мероприятия для родителей (законных представителей)).

         В детском саду ежегодно проводятся опросы родителей в виде анкетирования. Приводим ответы родителей на следующие вопросы анкет:

 — компетентны в полном объёме – 72%;

 — недостаточно осведомлены – 25%;

 — совершенно не информированы – 3%.

Анкетирование подтверждает повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования и воспитания детей с нормированным развитием и детей с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, мероприятия для родителей (законных представителей) воспитанников ДОО в рамках реализации Проекта способствуют увеличению объёма и качества их информированности по всем основным вопросам обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста; по проблемам коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ОНР, ФФНР и других отклонений в развитии.

Реализация Проекта способствует росту профессионализма педагогов и специалистов ДОО, что нашло подтверждение в результатах аттестационной деятельности за последние 2 года. Снизилось количество педагогов, не имеющих аттестационной категории, в то же время увеличилась доля педагогов с первой и высшей квалификационной категорией.

Показателем результатов второго уровня является повышение активности педагогов ДОО, стабильное увеличение числа публикаций в Сборниках научно-практических конференций, газетах, журналах; на сайтах, педагогических порталах.

Также отмечается рост информационной культуры педагогов ДОО, что нашло подтверждение в ведении ими собственных блогов, сайтов, страниц на сайте МАДОУ детский сад 3.

Перечень материальных и нематериальных продуктов,

 созданных в процессе реализации Проекта

1.Электронные образовательные ресурсы

  • Учитель-логопед

 — Видеоуроки «Комплексы артикуляционных упражнений и пальчиковых игр с включением кинезиологических упражнений», практический материал которых одобрен на заседании Ассоциации учителей-логопедов Свердловской области 17.10.2015 года.

— Видеоматериал «Комплекс Занимательной кинезиологической гимнастики» в рамках «Логопедической мастерской».

 — Фрагмент логопедического занятия с ребёнком 7-го года жизни «В гостях у Гномиков» (занятие с использованием кинезиологических приёмов).

— Видео «Кинезиологические пальчиковые игры»: «Колечки», «Цепочки», Лезгинка», «Черепаха» и др.

— видеоотчёт о Проекте «Кнопки мозга» «Тесен мир», 2019 г.

— Презентации:

«Гномики»: профилактический комплекс упражнений логопедической поддержки с кинезиологическими упражнениями для детей 5-го года жизни (для автоматизации шипящих звуков).

«Нетрадиционные приёмы коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста»: «Гимнастика мозга».

  1. В ходе реализации Проекта были разработаны Программы:

 — программа дополнительных образовательных услуг «Логопедический кружок»;

 — Рабочая программа учителя-логопеда с использованием здоровьесберегающих технологий на основе нейропсихологического подхода к коррекции речевых нарушений и специализированных компьютерных технологий: «Дэльфа – 142», «Игры для Тигры»;

 — Рабочая программа учителя-логопеда для работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития;

 3.Разработаны Методические рекомендации:

— «Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в дошкольной образовательной организации общеразвивающего вида» на основе «Метода замещающего онтогенеза» А. Л. Сиротюк.

  — Комплект Сборников практических материалов для взаимосвязи учителя-логопеда с родителями (законными представителями) и педагогами ДОО:

«Давай, поиграем!» Логопедические игры для детей 2 – 3 лет,

«Звукоподражалочки»,

«Гимнастика мозга»,

«Комплексы массажа (самомассажа) для детей»,

«Формирование правильного речевого дыхания»,

«Профилактика школьных трудностей»,

«Школьные проблемы глазами врача»,

«Книжка – малышка». Сборник логопедических игр и упражнений для свистящих, шипящих и сонорных звуков,

«Универсальный сборник игр и упражнений для красивой и правильной речи».

Описание модели функционирования результатов Проекта

         После завершения Проекта воспитанники детского сада выпускаются в школу. Они имеют достаточно высокий уровень физического, речевого, интеллектуального и личностного развития. Выпускники подготовительных к школе групп полностью готовы к освоению образовательных программ на ступени начального общего образования. Дети гармонично развиты, подвижны, выносливы, креативны.

Проект ежегодно пролонгируется за счёт поступления в ДОО новых групп детей раннего возраста. Фактически ежегодно проходит выпуск детей 8-го года жизни в школу и одновременный набор воспитанников 2-го года жизни в ДОО, в первые младшие группы. Меняется команда педагогов и специалистов, реализующих Проект. Постепенно улучшается материально-техническая база и кадровый состав участников Проекта.

Важное значение имеет взаимодействие с нашими социальными партнёрами – педагогами начальной школы, дополнительного образования с целью отслеживания результатов выпускников в урочной и внеурочной деятельности.

Отслеживание результатов обучающихся (на протяжении их обучения в начальной школе) свидетельствует о получении более  высоких результатов выпускников МАДОУ детский сад 3 ГО Красноуфимск по сравнению с выпускниками из других дошкольных образовательных организаций, в которых обучение было построено на традиционной основе.

Заболеваемость детей, занимавшихся по Проекту в нашем детском саду, значительно ниже, чем у детей из других ДОО, а значит, пропусков учебного материала (в связи с заболеванием) будет меньше, а успеваемость лучше.

Высшие психические функции сформированы на более высоком уровне по сравнению с возрастной нормой. Это позволяет детям:

  • успешно осваивать основную общеобразовательную программу начального общего образования (далее – ООП НОО);
  • активно участвовать в олимпиадном и конкурсном движении на городском, областном, всероссийском и международном уровне, а также становиться победителями и призёрами конкурсов и олимпиад;
  • проявлять творческие способности, фантазию, занимаясь в различных кружках, Дворцах творчества, детских художественных школах;
  • активно заниматься спортом, побеждать в спартакиадах, других спортивных состязаниях.

         Учитывая ежегодный выпуск и новый набор детей можно констатировать, что срок жизни результатов Проекта будет значительно больше, чем срок самого Проекта (то есть 7 лет). Точнее сказать, срок Проекта неограничен во времени.

         В долгосрочном плане пользователями (или потребителями) продуктов реализуемого Проекта будут являться организации среднего и высшего профессионального образования, заинтересованные в наборе достойных абитуриентов для обучения, а также организации, принимающие на работу наиболее профессиональных, хорошо обученных, творческих, креативных выпускников СУЗов и ВУЗов.

         Разработка данного Проекта основана на применении нейро-психологического подхода в рамках образовательной кинезиологии, являющейся современной здоровьесберегающей технологией. Следова-тельно, реализация Проекта стимулирует развитие каждого воспитанника детского сада и способствует сохранению его здоровья. Участвуя в Проекте, дети обучаются практическим приёмам самомассажа, релаксации, правиль-ного дыхания; глазодвигательным упражнениям, пальчиковым кинезиоло-гическим играм. Всё это они повторяю дома с родителями, в самостоя-тельной деятельности, в играх со сверстниками, сохраняя своё здоровье.

Результаты Проекта

         Ежегодный мониторинг показывает положительную динамику увеличения числа детей с первой и второй группой здоровья при одновременном снижении числа детей с третьей и четвёртой группой здоровья, что, несомненно, свидетельствует о стойкой положительной динамике в укреплении физического здоровья воспитанников ДОО.

Отмечается увеличение двигательной активности детей при постепенном освоении навыка выполнения кинезиологических упражнений.

Компьютерная диагностика речевого дыхания свидетельствует об увеличении длительности фонационного выдоха детей, что улучшает поступление кислорода к головному мозгу и положительно влияет на его работоспособность.

Психологическое обследование воспитанников детского сада подтверждает совершенствование высших психических функций: у детей интенсивно развиваются память, внимание, восприятие, мышление.

Логопедическое обследование детей подтверждает положительные сдвиги в появлении фразовой речи у детей с ЗРР и с ТНР; а также в совершенствовании связной речи у детей с нормированным и опережающим развитием. В процессе реализации Проекта происходит постепенное снижение числа «безречевых» детей. Значительная динамика отмечается также в нормализации звукопроизносительной стороны речи всех воспитанников детского сада.

Реализация Проекта позволяет стабилизировать эмоционально-волевую сферу детей, начиная с раннего возраста. Дети постепенно выходят на онтогенетический путь развития, преодолевая ЗПР.

С каждым последующим годом реализации Проекта увеличивается количество участников Конкурсов, Олимпиад, Фестивалей различного уровня. Отмечается также рост числа детей – победителей и призёров этих мероприятий, творческих конкурсов.

Реализация проекта «Движение – Здоровье – Интеллект – Речь»

в воспитательном, образовательном и коррекционном процессе

Отмечаются позитивные изменения:

Увеличивается двигательная активность,

укрепляется физическое здоровье воспитанников ДОО

Совершенствуется общая, мелкая, артикуляционная, мимическая моторика детей дошкольного возраста

Нормализуется звукопроизносительная сторона речи,

преодолеваются речевые нарушения у детей с ОВЗ, детей-инвалидов

Совершенствуется связная (диалогическая и монологическая) речь воспитанников

Возрастает познавательная и речевая активность воспитанников

Развивается мышление, в том числе, словесно-логическое

 Стабилизируется эмоционально-волевая сфера

Происходит гармоничное (физическое, умственное, речевое)

развитие ребёнка

В результате реализации Проекта каждый выпускник ДОО яркая  личность, интеллектуально развитый, творческий, креативный, готовый к освоению основной общеобразовательной программы начального общего образования в полном объёме.

        Таким образом, реализуя Проект, мы достигаем развития ребёнка на более высоком, качественно новом уровне и закладываем основы для его дальнейшего устойчивого развития, роста, совершенствования всех граней таланта и успешно социализации в современном мире.

Реестр заинтересованных сторон

  В краткосрочной перспективе:

  • Управления образованием ГО Красноуфимск;
  • Образовательные учреждения начального общего образования ГО Красноуфимск;
  • Учреждения дополнительного образования:

В долгосрочной перспективе: образовательные учреждения среднего специального и высшего образования.

Раздел 3. Этапы работы над Проектом

         Проект внедрялся в 2020 — 2021 учебном году на базе МАДОУ детский сад 3 ГО Красноуфимск. По итогам реализации Проекта получены положительные результаты, подтверждённые мониторинговыми исследованиями; разработана методическая база для полномасштабной реализации Проекта: подобраны и систематизированы комплексы кинезиологических упражнений для детей с четвёртого по седьмой год жизни.

Междисциплинарной командой специалистов опубликовано методическое пособие «Кнопки мозга. Развитие умственных способностей ребёнка». Авторами пособия являются: учитель-дефектолог ВКК Анварова Ирина Ивановна, педагог-психолог ВКК Калябина Анастасия Александровна (г. Урай) и учитель-логопед ВКК Михляева Любовь Викторовна (ГО Красноуфимск).

         Ежегодно возрастает число участников Проекта: включены 8 групп дошкольной образовательной организации (всего 160 воспитанников ДОО); 17 педагогов и специалистов ДОО.

Успешный опыт работы по Проекту мы постоянно презентуем родительско-педагогическому сообществу:

— 15.11.2019 года в городе Ирбит Свердловской области на городском педагогическом семинаре-практикуме (участвовало 110 человек);

 — 26.06.2019 года в городе Екатеринбург на базе Дворца молодежи (ул. Опалихинская, 18) (принимало участие 42 человека);

 — 30.11.2019 года в городе Екатеринбург на базе Библиотеки им. Крапивина (участвовало 13 человек);

 — в городе Пермь на базе школы №93 (участвовало 43 педагога).

         Были проведены территориальные и областные научно-практические конференции, обучающие семинары в Перми, Красноуфимске, Екатеринбурге, а также в Ачитском, Артинском, Красноуфимском муниципальных округах.

         В марте 2019 года на Первой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образовательная кинезиология – через движение к развитию и обучению» в Москве методическое пособие «Кнопки мозга» получило одобрение экспертов по Образовательной кинезиологии мирового уровня.

 Раздел 4. Бюджет Проекта

         Организационно-правовая форма функционирования МАДОУ детский сад 3: автономная  организация. Учредителем является Муниципальный орган управления образованием Управление образованием городского округа Красноуфимск.

         Для реализации проекта в настоящее время используется бюджетное финансирование, которое МАДОУ детский сад 3 ежегодно получает из финансового управления.

         Внебюджетные средства, получаемые от реализации дополнительных образовательных услуг, перераспределяются на неотложные нужды детского сада. Таким образом, внебюджетные средства не выделяются на финансирование данного Проекта.

         Материально-техническая база нашей дошкольной образовательной организации, используемая для реализации Проекта, включает следующие помещения: групповые комнаты, спальни, музыкальный и спортивный залы, сенсорная комната, кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, педагога дополнительного образования, Центр культуры народов Урала.

   Для организации игровой деятельности групповые помещения оснащены необходимыми игровыми центрами, мягкими модулями-трансформерами, играми и игрушками.

    Также в групповых помещениях в соответствии с возрастом функционируют различные центры развития ребёнка: речевой деятельности, познавательно-исследовательской  деятельности, двигательной деятельности, конструктивной деятельности, изобразительной деятельности, музыкальной деятельности, центр сюжетно-ролевых игр, центр безопасности.

   Для закрепления положительных результатов реализации проекта «Кнопки мозга» предметно-пространственная развивающая среда была пополнена пособиями для развития межполушарного взаимодействия:

  1. межполушарные доски,
  2. кинезиологические тренажеры,
  3. разнообразные дидактические пособия,
  4. письменные задания – альбомы, прописи и раскраски для двуручного рисования.

 Данные пособия подобраны с учётом возрастных особенностей детей.

Успешная реализация Проекта, его пролонгация на более высоком, качественно новом технологическом уровне требует дополнительного финансирования и приобретения современных аппаратурных комплексов, а также создание новых кабинетов, оснащённых специальным оборудованием для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими проблемы в развитии.

     Необходимы кабинеты:

 — БОС-терапия;

 — зондовый и логопедический массаж.

         Кабинет учителя-логопеда необходимо оснастить специализированными компьютерными программами логопедического сопровождения «Речевой калейдоскоп».

         Спортивный зал необходимо оборудовать аппаратным комплексом «Кинэкт», а также тренажёрами для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ.

         Введение в работу специалистов специального оборудования необходимо для оказания комплексной психолого-педагогической помощи детям «группы риска», так как именно они имеют стойкие нарушения развития, обусловленные перинатальным поражением центральной нервной системы и головного мозга, минимальными мозговыми дисфункциями, дизартрией, различными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, речи. Для этих детей недостаточно одних только традиционных педагогических приёмов. Необходимо специальное оборудование и комплексная помощь специалистов ДОО.

Раздел 5

Ключевые риски и возможности

Риски

         Недостаточное количество ставок специалистов в штатном расписании для охвата коррекционно-развивающей помощью профилактического характера всех детей ДОО, в том числе, детей раннего возраста. Этот риск значительно влияет на результаты Проекта, так как ранний период дошкольного детства, наиболее благоприятный (сензитивный) для формирования многих функций, остаётся упущенным.

         Риском является и отсутствие в штатном расписании следующих ставок специалистов: тьютор, инструктор по адаптивной физкультуре, социальный педагог.

         Мероприятия по частичному снижению риска.

  • Организация дополнительных платных услуг – «Логопедический кружок», предполагающий индивидуальные и подгрупповые (2 человека) занятия с учителем-логопедом 2 раза в неделю по 20 минут.
  • Организация кружка «Логоритмика» для воспитанников подготовительных к школе групп №1 и №2 1 раз в неделю 20 – 30 минут с ведением индивидуальных логопедических тетрадей.
  • Организация кружка «Подготовка к обучению грамоте» для воспитанников старших групп №1 и №2 1 раз в неделю 20 – 25 минут с ведением индивидуальных логопедических тетрадей.
  • Индивидуальное консультирование родителей по результатам логопедического обследования ребёнка с выдачей рекомендаций для занятий дома.
  • Организация дополнительных услуг: группы «Малыш и детский сад» для детей раннего возраста (1 — 2 года), не посещающих детский сад.
  • Проведение 1 – 2 специальных мероприятий для детей раннего возраста и их родителей (законных представителей) в рамках деятельности «Логопедической мастерской». Формы: занятия-практикумы, презентации современных компьютерных программ логопедического сопровождения, мастер-классы педагогов и специалистов, совместные тематические развлечения для детей и их родителей и др.
  • Использование информационно-коммуникационных ресурсов для информирования родителей (законных представителей): рассылка материалов коррекционно-логопедических занятий по электронной почте.

Риски: нежелание родителей (законных представителей) участвовать в Проекте, заниматься развитием своего ребёнка по причине отсутствия временных, материальных и других ресурсов у семьи.

         Мероприятия по снижению риска.

  • Систематическое информирование родителей (законных представителей) о важности и необходимости совместной работы, сотрудничества педагогов, родителей и специалистов ДОО. Формы информирования:

 — беседы,

 — индивидуальные консультации,

 — родительские собрания в детском саду (общие и групповые),

 — Дни открытых дверей в ДОО,

 — Семинары-практикумы,

 — Круглые столы,

 — Мероприятия в рамках «Логопедической мастерской» с приглашением педагогов ДОО, НОО, учреждений дополнительного образования,

 — праздничные концерты,

 — утренники,

 — развлечения,

 — спортивные праздники,

 — участие в городских конкурсах, эстафетах, фестивалях и др. мероприятиях,

 — представление информационных материалов в родительских уголках, на стендах,

 — разработка и представление логопедических флайеров, брошюр,

 — рассылка обучающих материалов по электронной почте для занятий родителей с детьми дома.

         Риск

         Частые пропуски ребёнком детского сада по болезни (следовательно, пропуск учебного материала по ООП ДО). Особенно много пропускают часто болеющие дети, дети-инвалиды (реабилитация, плановое лечение, операция и т. д.).

         Частые пропуски не позволяют ребёнку осваивать учебный материал наравне со сверстниками. После перенесённого заболевания у детей наблюдается длительный период астении (от двух недель до двух месяцев) и, связанное с ней снижение мотивационной готовности, в связи с чем отставание в развитии ребёнка становится значительнее. Пробелы в знаниях ребёнок самостоятельно преодолеть не может.

         Мероприятия по устранению риска.

  • Использование здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания ребёнком в ДОО для укрепления иммунитета и снижения заболеваемости:
  • Формирование правильного нижнедиафрагмального дыхания (в данной деятельности участвуют: инструктор по физическому развитию, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатели групп);
  • Разучивание самомассажа кистей, пальцев, органов артикуляции, ушей, шеи, стоп мячом су-джок;
  • Систематическое проведение различного вида гимнастики, физминуток;
  • Беседы, игры, развлечения для детей на темы: «Как сохранить здоровье?», «Что такое «Гимнастика мозга?», «Полезная и вредная пища», «Буду делать хорошо и не буду-плохо!», «Привычки людей» и др.;
  • Дистанционные занятия детей дома с родителями по заданию специалистов ДОО. Ведение индивидуальных логопедических тетрадей в течение учебного года.

Заключение

Показатели достижения целей и их значения по годам представлены в Таблице

Таблица 1.

Показатели проекта и их значения по годам

Показатель

Тип

показателя

Единица измерения

  

2019

2020

 

Доля педагогов, реализующих Проект

Основной

%

76

90

 

Доля групп детского сада, в которых реализуется Проект

%

63

75

 

Доля родителей детей 4-7 лет, вовлеченных в Проект

%

75

90

 

Доля обновлённых рабочих программ развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста

%

45

75

 

Повышение рейтинга ДОО в системе независимой оценки качества образования

Аналитический

Да/нет

Да

Да

 

Доля педагогов, прошедших

обучение по программам повышения

квалификации

%

54

81

 

Доля детей 4-7 лет, участвующих в конкурсном движении

Косвенный

%

33

59

 

Доля педагогов, транслирующих педагогическому сообществу опыт работы по Проекту

%

76

90

 

 

Результаты реализации Проекта

 

 

На уровне муниципалитета ГО Красноуфимск

Результаты  проекта

 повышение эффективности процесса воспитания и развития детей (повышение качества образования через активное внедрение здоровьесберегающих технологий на основе нейропсихологического подхода в образовательную и коррекционную деятельность);

 трансляция опыта работы среди образовательных учреждений городов Красноуфимск, Екатеринбург, Пермь;

 распространение качественных программных продуктов: методическое пособие для педагогов и родителей «Кнопки мозга. Развитие умственных способностей ребёнка». Авторы: Анварова И. И., Калябина А. А., Михляева Л. В.

На уровне образовательного учреждения: МАДОУ детский сад 3 ГО Красноуфимск

 включение в Проект всех детей детского сада: с нормированным развитием и с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ, дети-инвалиды);

  повышение квалификации педагогического коллектива в области использования кинезиологических упражнений;

 удовлетворенность педагогов профессиональной деятельностью с использованием нейропсихологического подхода;

 умение воспитанников и педагогов выполнять здоровьесберегающие упражнения;  

 оснащение предметно-пространственной развивающей среды ДОО специальными пособиями для развития межполушарного взаимодействия;

 банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов, аудио- и видеоматериалов по использованию Образовательной кинезиологии в работе ДОО;

ü обновленное комплексно-тематическое планирование ДОО;

 удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством образовательных услуг;

 повышение психолого-педагогической и информационной культуры родителей (законных представителей) в вопросах использования приёмов Образовательной кинезиологии;

  создание активно действующей системы поддержки семейного воспитания с использованием комплексов кинезиологических упражнений.

 

Новизна Проекта заключается в том, что он разработан на основе нейропсихологического подхода и является универсальным за счёт использования приёмов здоровьесберегающих технологий. Данный Проект может быть использован педагогами дошкольных образовательных организаций и родителями (законными представителями). Проект направлен на профилактику и коррекцию психо-физических и речевых расстройств с опорой на компенсаторные возможности ребёнка. Кроме того, Проект способствует поддержке одарённости и развитию заложенных природой способностей у детей дошкольного возраста.

Таким образом, данный Проект значительно расширяет возможности и объём оказания коррекционно-развивающей помощи не только детям с речевыми нарушениями, но и детям-инвалидам, и детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного дошкольного образования.

Образование детей, имеющих нормированное развитие, выходит на новый, более качественный уровень, улучшаются результаты дошкольного образования детей. Внедрение и реализация Проекта в дошкольных образовательных организациях общеразвивающего вида способствует более качественному психолого-педагогическому сопровождению воспитанников, развитию их умственных способностей и физического здоровья, оптимизирует развитие способностей каждого ребёнка и корригирует проблемы в различных областях психики за счёт улучшения деятельности всех отделов головного мозга.

         Иными словами, данный Проект позволяет использовать не просто сумму разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации на основе сохранения и укрепления здоровья в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Добавить комментарий