Педагогам

Мозжечковая стимуляция как эффективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Опубликовано

         В настоящее время на логопунктах детских садов и школ занимается большое количество детей с различными речевыми нарушениями. Процесс коррекции у детей с ограниченными возможностями здоровья очень длительный и сложный. Диагностика речевых и неречевых функций показывает, что зачастую у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, рас-координированность. Именно эти характеристики являются признаком нарушений в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Недостаточная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.

         Кроме того, гиподинамия, возникающая у детей в результате длительного нахождения в неподвижной позе у экрана компьютера или телевизора, усугубляет недостаточную работу разных отделов мозга. У детей, мало занимающихся физическими упражнениями, слабо развивается межполушарное взаимодействие, вследствие чего возникают проблемы с освоением основных общеразвивающих программ дошкольного и начального общего образования.

         Как же помочь этим детям, ускорить процесс коррекции и сделать их обучение более лёгким и радостным? Практика показывает, что существенную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья оказывает метод мозжечковой стимуляции – современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста. Несмотря на то, что применяется он всего пару десятилетий, специалисты видят за ним большое будущее, называя его буквально «ключом к обучению мозга».

Программа мозжечкового стимулирования улучшает:

  • уровень концентрации внимания;
  • все виды памяти;
  • развитие речи – как устной, так и письменной, а также навыки чтения;
  • математические и логические способности;
  • анализ и синтез информации;
  • способность к планированию;
  • работу эмоционально-волевой сферы.

         Таким образом, этот метод показан для улучшения обучения – как в детском саду, так и в школе на специальных коррекционных занятиях, проводимых логопедами, психологами и дефектологами.

Принципы мозжечковой стимуляции

         Мозжечок – это отдел головного мозга, состоящий из червя (древней части) и двух небольших полушарий, образовавшихся в результате эволюционного развития человека. Только в конце XX века американские исследователи обнаружили абсолютно уникальные свойства этого отдела мозга, хотя долгое время считалось, что мозжечок отвечает исключительно за чувство равновесия и координацию движений в пространстве.

         Червь мозжечка действительно обеспечивает возможность под-держивать равновесие, координировать свои действия и эмоции. А вот мозжечковые полушария, оказывается, принимают непосредственное участие в формировании и развитии умственных способностей!

         Незаменимость мозжечка для обучения ребёнка подтверждается тем, что он  содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Поддерживая постоянную связь с лобными долями, мозжечок контролирует движение и сенсорное восприятие, которое формируется у детей в дошкольном возрасте.

         Взяв за основу это свойство мозжечка, доктор Френк Бильгоу  разработал балансировочную доску Баламетрикс, позволяющую значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации.

         Упражнения на балансирующей доске Баламетрикс чем-то похожи на лечебную физкультуру. Ребёнок стоит на поверхности доски, которая, в свою очередь, укреплена на округлой основе, что и заставляет его балансировать в попытках удержать равновесие.

         Занятия проводятся под строгим контролем специалиста, как в целях безопасности, так и для полноценной результативности. Несмотря на то, что сами упражнения не кажутся каким-то необычными и сложными (перебрасывания мячика, перекидывания мяча или мягкой подушечки между ребёнком и специалистом, называние цифр или предметов в определённой последовательности), эффект от занятий произойдет лишь при правильном подборе упражнений и постепенном увеличении уровня сложности.

Показания для занятий:

  • задержка речевого развития разной степени тяжести;
  • проблема дисграфии или дислексии у школьников;
  • задержка психического развития и задержка психо-речевого развития;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • аутизм и другие состояния аутистического спектра;
  • алалия;
  • логоневроз (заикание);
  • отставания в развитии моторики и координации;
  • несовершенство работы вестибулярного аппарата;
  • поведенческие нарушения;
  • несобранность, повышенная отвлекаемость;
  • нарушения осанки;
  • проблемы с обучаемостью в школе.

         Результатом занятий на балансировочной доске Баламетрикс является улучшение моторно-зрительной координации; концентрация внимания; развитие пространственного воображения; повышение уровня интеллекта за счёт того, что двигательные и интеллектуальные способности ребёнка синхронизируются в процессе систематических занятий.

         Таким образом, использование метода мозжечковой стимуляции в комплексной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволяет ускорить решение коррекционных задач, повысить эффективность работы учителя-логопеда. Данный метод с доказанной эффективностью может применяться в дошкольных образовательных учреждениях, школах, учреждениях дополнительного образования.

Добавить комментарий