В настоящее время на логопунктах детских садов и школ занимается большое количество детей с различными речевыми нарушениями. Процесс коррекции у детей с ограниченными возможностями здоровья очень длительный и сложный. Диагностика речевых и неречевых функций показывает, что зачастую у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, рас-координированность. Именно эти характеристики являются признаком нарушений в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Недостаточная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.
Кроме того, гиподинамия, возникающая у детей в результате длительного нахождения в неподвижной позе у экрана компьютера или телевизора, усугубляет недостаточную работу разных отделов мозга. У детей, мало занимающихся физическими упражнениями, слабо развивается межполушарное взаимодействие, вследствие чего возникают проблемы с освоением основных общеразвивающих программ дошкольного и начального общего образования.
Как же помочь этим детям, ускорить процесс коррекции и сделать их обучение более лёгким и радостным? Практика показывает, что существенную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья оказывает метод мозжечковой стимуляции – современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста. Несмотря на то, что применяется он всего пару десятилетий, специалисты видят за ним большое будущее, называя его буквально «ключом к обучению мозга».
Программа мозжечкового стимулирования улучшает:
- уровень концентрации внимания;
- все виды памяти;
- развитие речи – как устной, так и письменной, а также навыки чтения;
- математические и логические способности;
- анализ и синтез информации;
- способность к планированию;
- работу эмоционально-волевой сферы.
Таким образом, этот метод показан для улучшения обучения – как в детском саду, так и в школе на специальных коррекционных занятиях, проводимых логопедами, психологами и дефектологами.
Принципы мозжечковой стимуляции
Мозжечок – это отдел головного мозга, состоящий из червя (древней части) и двух небольших полушарий, образовавшихся в результате эволюционного развития человека. Только в конце XX века американские исследователи обнаружили абсолютно уникальные свойства этого отдела мозга, хотя долгое время считалось, что мозжечок отвечает исключительно за чувство равновесия и координацию движений в пространстве.
Червь мозжечка действительно обеспечивает возможность под-держивать равновесие, координировать свои действия и эмоции. А вот мозжечковые полушария, оказывается, принимают непосредственное участие в формировании и развитии умственных способностей!
Незаменимость мозжечка для обучения ребёнка подтверждается тем, что он содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Поддерживая постоянную связь с лобными долями, мозжечок контролирует движение и сенсорное восприятие, которое формируется у детей в дошкольном возрасте.
Взяв за основу это свойство мозжечка, доктор Френк Бильгоу разработал балансировочную доску Баламетрикс, позволяющую значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации.
Упражнения на балансирующей доске Баламетрикс чем-то похожи на лечебную физкультуру. Ребёнок стоит на поверхности доски, которая, в свою очередь, укреплена на округлой основе, что и заставляет его балансировать в попытках удержать равновесие.
Занятия проводятся под строгим контролем специалиста, как в целях безопасности, так и для полноценной результативности. Несмотря на то, что сами упражнения не кажутся каким-то необычными и сложными (перебрасывания мячика, перекидывания мяча или мягкой подушечки между ребёнком и специалистом, называние цифр или предметов в определённой последовательности), эффект от занятий произойдет лишь при правильном подборе упражнений и постепенном увеличении уровня сложности.
Показания для занятий:
- задержка речевого развития разной степени тяжести;
- проблема дисграфии или дислексии у школьников;
- задержка психического развития и задержка психо-речевого развития;
- синдром дефицита внимания и гиперактивности;
- аутизм и другие состояния аутистического спектра;
- алалия;
- логоневроз (заикание);
- отставания в развитии моторики и координации;
- несовершенство работы вестибулярного аппарата;
- поведенческие нарушения;
- несобранность, повышенная отвлекаемость;
- нарушения осанки;
- проблемы с обучаемостью в школе.
Результатом занятий на балансировочной доске Баламетрикс является улучшение моторно-зрительной координации; концентрация внимания; развитие пространственного воображения; повышение уровня интеллекта за счёт того, что двигательные и интеллектуальные способности ребёнка синхронизируются в процессе систематических занятий.
Таким образом, использование метода мозжечковой стимуляции в комплексной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволяет ускорить решение коррекционных задач, повысить эффективность работы учителя-логопеда. Данный метод с доказанной эффективностью может применяться в дошкольных образовательных учреждениях, школах, учреждениях дополнительного образования.