Родителям

Использование различных видов массажа и самомассажа в логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Опубликовано

     В условиях современного коррекционного образования уделяется большое внимание технологиям здоровьесбережения, что обусловлено постоянным увеличением численности детей дошкольного возраста с проблемами в развитии.

      На логопункте МАДОУ детский сад 3 занимаются дети с тяжёлыми нарушениями речи. Помимо речевых расстройств у большинства детей ослабленное здоровье, снижение зрения, нарушение осанки, плоскостопие.   Изучение медицинской документации и беседа с родителями воспитанников показывает, что общее недоразвитие речи, обусловленное дизартрией, является последствием родовой травмы. Проблемы с речью сопровождаются нарушением общей, мелкой и артикуляционной моторики. У воспитанников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в процессе логопедического обследования также выявляются стёртые формы дизартрии. В этом случае постановка и автоматизация звуков затягивается по срокам, дети нуждаются в медикаментозном и физиотерапевтическом лечении и массаже.

      Общеизвестно, что дизартрия обусловлена нарушением иннервации органов артикуляционного аппарата: страдает голос, дыхание и артикуляция. Дети не в состоянии преодолеть имеющиеся у них дефекты звукопроизносительной стороны речи. Коррекция ОНР и ФФНР, обусловленных дизартрическими расстройствами, проводится в течение длительного времени и требует самоотдачи от детей, логопеда и родителей. Для сокращения сроков логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, мы используем в работе различные виды массажа. Кроме того, обучаем детей самостоятельному выполнению некоторых видов самомассажа, благотворно влияющих на коррекцию звукопроизносительной стороны речи, а также способствующих укреплению и сохранению их здоровья.

      Дети совместно с родителями, закрепляя навыки проведения самомассажа пальцев, кистей, лица, ушей, шеи и стоп, совершенствуют навыки здоровьесбережения, которые им помогут в дальнейшей жизни.

Массаж используется людьми с древних времён не только как лечебная процедура, но и как активизация процесса кровообращения, обмена веществ, снятия мышечного напряжения. На логопедических занятиях мы применяем гигиенический (поглаживающий), вибрационный (постукивающий) и точечный массаж (самомассаж)  мышц  лица.

       При поглаживании активизируется работа нервных окончаний, расположенных близко к коже. При вибрационном и точечном массаже «разогреваются» и подготавливаются к действию нервные окончания, расположенные глубже. Кроме того, происходит подключение «звуковой волны», которая изнутри струёй воздуха массирует внутренние стенки голосового аппарата при массаже лица.

       Очень эффективен самомассаж кистей, пальцев мячом с шипами (для фитнеса) или специальным мячиком, который называется су-джок. Эта нетрадиционная методика была заимствована из системы оздоровления, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе: «су» – кисть, «джок» – стопа. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействие на эти точки влияет на соответствующий орган человека, способствуя  улучшению самочувствия.

        В логопедической работе приёмы су-джок терапии помогают нам развивать тонкие, координированные движения пальцев у детей с дизартрией. Бесспорное достоинство су-джок массажа и самомассажа заключается в активизации речевого и умственного развития детей за счёт воздействия на биологически активные точки (на кистях и стопах), которое стимулирует речевые зоны коры головного мозга.                             

        Массажные движения всегда начинаем с поглаживания. Затем переходим к более глубоким приёмам массажа: растиранию, разминанию, похлопыванию, постукиванию подушечками пальцев по массажному мячу поочерёдно правой и левой рукой. Заканчиваем самомассаж снова поглаживанием. В процессе проведения массажа или самомассажа ребёнок должен почувствовать в руках лёгкое покалывание, чувство тепла. Это говорит о том, что получен хороший лечебный и оздоровительный эффект, руки ребёнка готовы к занятию.

        После массажа (самомассажа) мы приступаем к артикуляционной гимнастике и дыхательным упражнениям. Все игры и упражнения с использованием приёмов самомассажа мы сопровождаем проговариванием, пропеванием рифмованных текстов для развития чувства рифмы, ритма и памяти ребёнка.

      Важно показывать образец выразительной, интонационно-окрашенной речи при выполнении разных видов самомассажа, потому что у детей с дизартрией, как правило, страдает просодическая сторона речи. При пении песенок мы отрабатываем различные виды интонации, что улучшает качество и выразительность речи детей-дизартриков.

       У часто болеющих детей после соматических заболеваний отмечается астенический период, который длится от двух недель до двух месяцев. В это время нервная система ребёнка ещё не готова к учебным нагрузкам, поэтому реабилитация и восстановительное лечение помогает детям постепенно вернуться к нормальной жизни. При любой болезни растущий организм ребёнка тратит много сил и энергии на борьбу, поэтому после выздоровления наступает упадок сил: разбитость, слабость, сонливость, переутомление даже при маленьких нагрузках, плаксивость, а иногда и апатия, отказ от занятий. Организм ребёнка как бы «отдыхает» и набирается сил после сложной длительной борьбы за выздоровление. В этот восстановительный период мы также уделяем пристальное внимание проведению массажа и самомассажа кистей, пальцев, ушей, шеи и стоп.

         В процессе научных исследований доказано, что в области пальцев сосредоточено огромное количество чувствительных рецепторов, особенно много их находится на подушечках пальцев. Например, у основания большого пальца плотность активных точек составляет около 100 на 1 квадратный сантиметр кожи. Благодаря такому строению обеспечивается различительная способность осязания, ребёнок может совершать точные манипуляции с предметами, у него развиваются тактильные ощущения.

         Развитие тонких координированных движений пальцев у детей с дизартрией особенно актуально, так как способствует активизации речевых центров в мозге, а значит, улучшает речь.

         Кроме того, во время движений и активных действий кисти происходит естественная стимуляция работы внутренних органов и иммунной системы. Однако под влиянием ряда факторов число и чувствительность рецепторов меняется, что может негативно отражаться на здоровье ребёнка. В этом случае массаж (самомассаж) пальцев помогает организму восстановить баланс и равновесие и снимает накопившуюся усталость.

         Детям очень нравятся игровые сеансы массажа и самомассажа! Они им приносят не только радость, но и огромную пользу.

Добавить комментарий