ФФНР

Игры и игровые упражнения.
Развитие слухового внимания, слуховой памяти

«По звуку угадай предмет»

Оборудование: ширма, набор детских звучащих инструментов (можно заменить на звучащие и шумящие предметы).

1 вариант.

Ход игры: учитель-логопед сначала знакомит обучающихся  (воспитанников) с инструментами или предметами и их звучанием. Далее, учитель- логопед за ширмой вызывает их звучание. Обучающиеся (воспитанники) отгадывают и называют инструмент или предмет.

2 вариант.

Оборудование: ширма, набор детских звучащих инструментов или предметов, предметные картинки с их изображением.

Ход игры: обучающимся (воспитанникам) раздаются предметные картинки. Учитель-логопед за ширмой вызывает последовательное звучание инструментов (от 3 и постепенно увеличивая их количество). После прослушивания, обучающиеся (воспитанники) выкладывают предметные картинки с изображением звучащих инструментов или предметов.

«Жмурки»

Оборудование: карточки с изображением животных.

Ход игры: выбирают из играющих водящего — «жмурку». Он отворачивается. Остальные участники игры берут по одной карточке и становятся за водящим на расстоянии трёх – четырёх шагов. Затем один из играющих озвучивает животного, который нарисован на его картинке. Например, у ребёнка нарисована кошка, он говорит: «Мяу-мяу». Жмурка должен повернуться на голос, подойти, дотронуться до играющего и сказать: «У тебя кошка». Если он угадал играющего правильно, то встаёт в круг, а ведущим становится этот ребёнок.

«В лесу»

Ход игры: обучающиеся встают в хоровод. Выбирается ведущий, который встаёт в центр круга и закрывает глаза.  Участники ведут хоровод со словами:

Катя (имя водящего), ты сейчас в лесу,

Мы зовём тебя: «Ау!».

Ты скорее отгадай,

Кто позвал тебя? Узнай!

Учитель-логопед показывает на одного из игроков, который произносит: «Ау!». Водящий отгадывает того, кто его позвал.

«Чей голосок?»

Ход игры. Выбирается водящий, он становится к играющим спиной. Остальные дети хором читают стихотворение, а последнюю строчку произносит один участник по указанию учителя-логопеда. Если водящий угадывает его, то этот играющий становится водящим.

Мы немножко поиграем,                                  Вот лягушка по дорожке

Как ты слушаешь, узнаем.                               Скачет, вытянувши ножки.

Постарайся, отгадай,                                        Увидала комара,

Кто позвал тебя, узнай!                                               Закричала:

(один участник называет имя водящего)       «Ква-ква-ква!»

К нам кукушка в огород                                   Мы по кругу идём,

Залетела и поёт.                                                 Мы лисичку зовём.

А ты, (имя ведущего) не зевай,                         Пусть глаза не открывает,

Кто кукует, отгадай!                                          Нас по голосу узнает:

«Ку – ку! Ку – ку!»                                             «Лисичка, кто я?»

Сел петух на забор,                                          Мы немножко порезвились,

Закричал на весь двор.                                     По местам все разместились.

Слушай, (имя ведущего),не зевай,                    Ты отгадку отгадай,

Кто петух у нас, узнай!                                     Кто позвал тебя, узнай!

«Ку-ка-ре-ку!»                                 (один участник называет имя водящего)

Развитие фонематического восприятия,

фонематических представлений, речевого анализа

 

«У кого хороший слух?»

Цель: развивать фонематическое восприятие.

Вариант 1.

Оборудование: сигнальные карточки, экран (лист бумаги).

Ход игрового упражнения: задаётся звук речи, который необходимо услышать в ряду других. Учитель-логопед закрывает рот экраном и называет различные звуки речи. Участники  игры хлопают в ладоши или поднимают сигнальную карточку, если слышат заданный звук.

Вариант 2 (можно использовать во время физ. минутки)

Ход игрового упражнения: задаётся звук речи. Играющие двигаются по классу (или группе) в разных направлениях. Учитель-логопед называет звуки речи. Если участники игры услышат заданный звук, то останавливаются.

Аналогично проводится игровое упражнение на материале слогов и слов различной слоговой структуры с изучаемым звуком.

 

«Кто больше?»

Цель: развитие фонематического восприятия, умения определять звук в слове и соотносить его с буквой.

Оборудование: набор букв, предметные картинки, фишки.

Ход игры: каждому играющему даётся одна из букв. Учитель-логопед показывает предметную картинку, ученики называют её. Фишку получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает тот, кто наберёт большее количество фишек.

Игру можно усложнить, если играющему даётся 2-3 буквы.

 

 

 

«Какой звук чаще слышишь?»

Цель: развивать фонематическое восприятие.

Вариант 1.

Ход игрового упражнения: учитель-логопед просит прослушать ряд звуков и назвать тот, который чаще всего повторялся.

[ р – с – р – д – к – р…];

[ л – к – р – л – ж – л …]  и т.д.

Вариант 2.

Учитель-логопед просит детей прослушать серию слогов и назвать звук, который чаще всего повторялся в них:

аш – ош – иш – уш …                 ро – ру – ра – ры – ру…

кол – мал – тыл – пал … и .т.д.

Вариант 3.

Оборудование: набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.

Ход игры. Учитель-логопед произносит стихотворение, а участники игры называют звук, который чаще всего повторяется.

Примерный материал.

Воробьи, вороны, совы,                                   Всё всегда на месте в доме:

Волки, львы, волы, коровы.                            Сарафан, фуфайка, шарф.

Кто сумеет повторить?                                     Как зовётся этот домик?

Не сумел – тебе водить!                                    Угадали? Это шкаф.

 

К нам зайдёт Новый год,                                  Сонный день, сонный день,

Заведёт хоровод,                                               Сонным ветрам дунуть лень,

Зазвенят голоса,                                                   Сонным курам клюнуть лень,

Засверкают глаза.                                              Сонный день, сонный день.

 

Жужелица побежала,                                        Шапка да шубка –

На жужжалочку нажала,                                  вот он, наш Мишутка.

Жужжалочка зажужжала —                               Шубка да шапка –

Жужелица убежала!                                         вот он, ваш Мишатка.

 

«Нужная картинка»

Цель: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления.

Вариант 1.         

Оборудование: наборы предметных картинок на каждого игрока.

Ход игры: обучающиеся (воспитанники) рассматривают свои предметные картинки. Учитель-логопед уточняет их названия. Играющим предлагается  отобрать только те, в названии которых есть заданный звук.

Вариант 2.

Оборудование: домик с кармашками для картинок, набор предметных картинок на какую-либо лексическую тему: дикие и домашние животные, птицы, растения, транспорт и т.д.

Например: учитель-логопед объясняет, что в домике живут только (птицы), в названии которых есть звук [ ч ]. Играющие называют всех изображённых на картинках птиц. После этого, отбирают только те, в названии которых есть изучаемый звук. Каждая выбранная картинка оценивается игровой фишкой. Примерный материал: грач,  аист, чиж,  кукушка, чайка, ласточка, чибис.

 

«Найди и назови»

Цель: развивать фонематическое восприятие.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игры: обучающимся (воспитанникам) предлагается рассмотреть сюжетную картинку, уточняется её содержание.  Играющим предлагается назвать в картинке объекты, в названии которых есть изучаемый звук.

 

«Любопытная Варвара»

Цель: развивать фонематические представления, активизировать словарь.

Вариант 1.

Ход игры: учитель-логопед задаёт вопросы. Обучающиеся (воспитанники) в ответ придумывают предложение, все слова в котором начинаются на заданный звук.

Например:

Кто?                              Что (с) делал (а)?                            Что?

Вася                              возил                                               воду

Поля                             поливала                                         помидоры

Ира                               испортила                                       игрушку

 

Кто?                             Что (с)делал (а)?                   Что?                       Кому?

Костя                           купил                                     кактус                    Кате

Соня                            сварила                                 суп                          Саше

Вариант 2.

Ход игры: ведущий называет звук. Играющие самостоятельно придумывают предложения, в котором все слова начинаются на заданный звук.

 

«Цепочка слов»

Цель: развивать простые формы фонематического анализа, фонематические представления.

Ход игры: один из играющих называет слово, рядом сидящий подбирает слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий игрок. Задача – не разорвать «цепочку слов».

 

«Подумай и назови»

Цель: развивать сложные формы фонематического анализа, фонематические представления.

Ход игры: учитель-логопед объясняет обучающимся (воспитанникам), что он прочтёт стихи, в словах которых допущены некоторые ошибки. Надо назвать слово и исправить ошибку.

Вариант 1. Послушайте и назовите: какие звуки пропущены в словах.

Примерный материал:

Маша кукле шар (шарф) вязала.                     Своей младшей дочке Тосе

Ей Наташа помогала.                                       Заплетала мама осы (косы).

 

Серый вол (волк) голодный, злой          Прыгал птенчик по дорожке

Ходит по лесу зимой.                                  И клевал большие кошки (крошки).

 

Нам темно. Мы просим папу                            В Зоопарке живёт сон (слон)

Нам включить поярче лапу (лампу).                Словно дом огромен он.

 

Вариант 2. Найдите лишний звук в слове. Назовите его место в слове.

Говорит Володя Коле:                                      В нашем доме на окошке

«Стройку» (тройку) получил я в школе.         Сидят серенькие крошки    

                                                                           (кошки).

 

Вадик спит и видит слон (сон),

Что летит в ракете он.

 

«От слова к слову»

Ход игры. Вариант 1.

Учитель-логопед предлагает обучающимся (воспитанникам) прослушать шутки. Они должны услышать неправильное слово и дополнить его звуком, получив другое – подходящее по смыслу.

Друг приехал из Полтавы.                           Мы от страха все притихли,

Он привёз письмо от …лавы (Славы).            На арену вышли …игры (тигры).

 

Любим мы на бок… (бокс) ходить.                 Долго пол… (полк) маршировал,

Боксёру нужно смелым быть.                       И трубач в трубу играл.

 

«Звуковая линейка»

Цель: развивать простые и сложные формы фонематического анализа.

Вариант 1.

Оборудование: звуковые линейки (склеенные из картона, длинные кармашки с прорезями в виде квадратиков, в которые вставляется «язычок» из картона) на каждого игрока.

Ход игры: ведущий называет слово или показывает предметную картинку. Участники игры протяжно повторяют слово и одновременно выдвигают подвижную часть звуковой линейки («язычок») так, чтобы на каждый звук приходился один открывающийся квадратик. Произнося всё слово, дети подсчитывают количество звуков при помощи открывшихся на линейке квадратиков. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее определит количество звуков.

Вариант 2.

Оборудование: карточки с последовательным изображением цифр от 1 до … на каждого играющего.

Ход игры: ведущий называет слово. Играющие считают количество звуков, пользуясь карточками с цифрами. В конце выдвигается или показывается нужная цифра.

Таким же образом определяется место звука в слове.

 

«Пирамида»

Цель: развивать фонематический анализ.

Оборудование: рисунок пирамиды из квадратов, выполненный на листе бумаги, предметные картинки тех же размеров, что квадраты у пирамиды, содержащие в названии от трёх до пяти и более звуков. Основания пирамид могут состоять из пяти и более квадратов, обозначающих звуки, в зависимости от уровня подготовки группы.

Ход игры: учитель-логопед демонстрирует пирамиду и поясняет, что участники игры будут строить её из картинок. В самом верху должны быть картинки с короткими названиями, состоящими из трёх звуков, ниже – из четырёх и т.д. Участникам раздаются  предметные картинки, названия которых уточняются. Играющие берут картинки поочередно, называют, определяют количество звуков и помещают на соответствующий квадрат. Ошибочный ответ не засчитывается, картинка возвращается на место.

 

«Угадай слово»

Цель: развивать сложные формы звуко-буквенного анализа.

Оборудование: карточки с цветными буквами.

Ход игры: учитель-логопед ставит на наборное полотно согласные буквы, дети читают их. Например:

м – р – (море), б – м – г – (бумага) и т.д. Участники игры отгадывают слово и доставляют из кассы букв недостающие. Для этой игры отбираются только те слова, которые состоят из прямых открытых слогов.

 

«Что перепутали?»

Цель: развивать звуко-буквенный сравнительный анализ слов.

Оборудование: карточки со словами, которые отличаются одной буквой и предметные картинки.

Например: булка, а на картинке – белка, кот – кит, горка – норка,  мышки – мишки, лужи – лыжи, ворота – ворона и т.д.

Ход игры: ведущий рассказывает, что Незнайке дали карточки со словами и попросили нарисовать под ними картинки. Незнайка ещё не научился правильно читать. Играющим предлагается определить и исправить ошибки. Игроки называют картинку, ищут ошибку в слове, указывают её, ищут карточку с нужным словом. Затем сравнивают пары слов.

 

 

 

«Составь слово»

Цель: развивать сложные формы звуко-буквенного анализа.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: учитель-логопед выставляет карточки с предметными картинками на наборное полотно, под ними пишутся цифры, указывающие на порядковый номер звука, который необходимо выделить из названия картинок. Участники игры выделяют звуки, записывают соответствующие буквы, из которых складывается новое слово.

 

«Что загадано?»

Цель: развивать сложные формы звуко-буквенного анализа.

Оборудование: карточки с цифрами.

Ход игры: ведущий называет слово и показывает цифру. Играющие выделяют из слова звук, место которого указано цифрой и записывают соответствующую букву. Если все звуки определены правильно, то из записанных букв получится слово.

 

«Тройки слов»

Цель: развитие звуко-буквенного анализа слов, активизация словаря.

Ход игры: ведущий записывает исходное слово. Играющие должны записать по три слова, начинающихся с букв исходного слова. Например, записывается слово «руки». Тройки слов могут быть такими:

 рама, роза, рыба;

 уши, усы, улей;

 капля, каша, курица;

 иней, игра, индюк.

 

«Сквозная буква»

Цель: развивать звуко-буквенный анализ слов, активизировать словарь.

Ход игры: учитель-логопед называет звук,  его место в слове, количество букв в словах, которые будут придумывать игроки. Выигрывает тот, кто придумает больше всего слов в данных условиях.

Например: звук [л] должен стоять в словах на третьем месте, длина слов – пять букв.

Примерные слова: голос, колос, палка, галка, полка, шалаш и т.д.

 

Развитие фонематической дифференциации.

Сигнальные карточки

Вариант 1.

Оборудование: сигнальные карточки на каждого игрока (цветные или с оппозиционными буквами).

Ход игрового упражнения: учитель-логопед называет слоги (слова) с дифференцируемыми звуками. Обучающиеся (воспитанники) поднимают соответствующие сигнальные карточки.

Вариант 2.

Оборудование: сигнальные карточки для ведущего.

Ход игрового упражнения: ведущий поднимает карточку, участники игры называют слог (слово) с соответствующим  звуком.

 

«Эхо наоборот»

Оборудование: мяч

Ход игры: учитель-логопед бросает мяч участнику игры и называет слог (слово) с одним из дифференцируемых  звуков, которые изучены на занятиях. Игрок бросает мяч учителю-логопеду, называя слог ( слово) с другим оппозиционным звуком.

 

«Ромашки»

Оборудование: два круга «серединки ромашек» из картона, на которые пришита плёнка. Плёнка прошита через центр и разделена прошивкой на несколько секторов, которые образуют кармашки. «Лепестки ромашек» из белого картона, с наклеенными предметными картинками. Картинки подбираются по наличию в них изучаемых дифференцируемых звуков.

Ход игры: учитель-логопед раздаёт играющим лепестки с предметными картинками. На «серединки ромашек» прикрепляются буквы, обозначающие дифференцируемые звуки. Участники берут по одному лепестку, называют картинку и помещают в кармашек соответствующей «серединки».

    Можно проводить игру командами. Выигрывает та команда, которая соберёт «ромашки» быстрее.

 

«Запомни, повтори»

Цель: развивать фонематическую дифференциацию, слуховую память.

Ход игрового упражнения: учитель-логопед предлагает игрокам прослушать цепочку звуков (слогов или слов) с оппозиционными звуками, запомнить и повторить. Их количество в цепочке может варьироваться от трёх до шести и более, в зависимости от уровня подготовленности группы.

Например: звуки [с] – [ш]

ас – ас – аш – аш – ас;

 [г] – [к]

игра – икра – икра – игра.

 

Литература

  1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. М. «Просвещение» 1991.
  2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Играем в слова. Ярославль, изд. «Академия развития», 1997.
  3. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Увлекательные игры со звуками. Санкт — Петербург, 1996.
  4. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой. М., «Просвещение», 1989.
  5. Павлинов В. Игры со словами. Санкт – Петербург,  1994.
  6. Шильникова Н.В. Игры для развития речи детей. Витебск «Педагог», 1992.

Добавить комментарий